Трудовой класс. В Муезерском районе работает студотряд «Лось»

Ребята приезжают в Муезерский район Карелии не только поработать, но и навести порядок у памятников. © / Студенческий сельскохозяйственный отряд «Лось» во ВКонтакте

Студенческие отряды, как правило, ассоциируются с советским временем. Однако и сегодня такие объединения вновь стали реальностью: их участники работают в различных сферах — от медицины до сельского хозяйства.

   
   

История «Лося»

История студенческих отрядов началась в 1960–1970 годах ХХ столетия. В таких объединениях работало около 300 тыс. человек. Занимались ребята, как правило, строительством — отсюда и название «стройотряды». В Карелии число их участников доходило до 1,5 тыс. человек.

Позже студенты вузов и сузов стали заниматься не только строительством и ремонтом жилых и инфраструктурных объектов, после 1980 года в стране начали готовить проводников на поездах, реставраторов и сотрудников общепита. Во время летних каникул ребята могли не только подзаработать, но и приобрести ценный трудовой опыт.

«Первым организованным объединением в Карелии стал отряд ПетрГУ «Онего».

Почти на два десятилетия о студотрядах незаслуженно забыли. Первым организованным объединением в Карелии стал отряд ПетрГУ «Онего». Он был создан в 2004 году и состоял из 24 студентов, а летом 2010 года появился сводный студенческий отряд, участники которого строили свиноферму в посёлке Берёзовка.

В Муезерском районе Карелии с 2021 года работает сельскохозяйственный отряд «Лось» Санкт-Петербургского политехнического университета. Его история началась в пандемийном 2020 году.

«Изначально я поступил в другое объединение — в отряд проводников железнодорожного транспорта «Проворный». Один из маршрутов, по которому я ездил, был Санкт-Петербург — Костомукша, — рассказал «АиФ. Карелия» создатель студенческого сельскохозяйственного отряда «Лось», в прошлом его командир, а ныне куратор Андрей Тертерян. — В 2020 году, с началом пандемии коронавируса, железная дорога отказалась от набора студентов по маршрутам пассажирских перевозок. Работа отряда оказалась под угрозой, нужно было найти другое направление деятельности. Мы долго рассматривали разные варианты: нам предлагали собирать фрукты на юге, мыть посуду в Ленобласти, даже строить автоцентр. По стечению обстоятельств я наткнулся на объявление о сборе ягод в Костомукше».

   
   

«Ребята живут прямо в лесу, где они оборудовали настоящий лагерь — обустроили баню, разбили костровище».

Успешно отработав сезон, компания студентов политеха решила создать в Карелии самостоятельный отряд. С тех пор началась официальная история «Лося». Ребята живут прямо в лесу, где они оборудовали настоящий лагерь — обустроили баню, разбили костровище.

«Всё, что нужно для отличного отдыха!» — говорят современные студотрядовцы.

Привычка сохранять память

Ребята начинают сезон сбора с морошки, затем переходят на чернику с голубикой и сдают урожай на профильные предприятия, те в свою очередь предоставляют им весь необходимый инвентарь: комбайны, вёдра и ящики. «Сбор ягод — это наша работа», — с гордостью говорят в отряде. Однако в такие места ребята едут не только ради этого.

«В своё время я решил посмотреть, кому в округе мы можем быть полезными. Рядом с нашим лагерем расположена деревня Кимасозеро. Там есть два памятника: один — Тойво Антикайнену, второй — пограничникам, погибшим при защите деревни в 1941 году. В своё время я был участником военно-исторического клуба, поэтому у меня уже сформировалась привычка сохранять память. Я решил, что было бы неплохо её перенести и на деятельность отряда», — признался Андрей.

В этом году ребята навели порядок на прилегающих к памятникам территориях. В их ближайших планах — наладить диалог с администрацией Муезерского района и Костомукшского городского округа, выяснить у властей, чем они могут быть полезны.

«В планах — наладить диалог с администрацией Муезерского района и Костомукшского городского округа, выяснить у властей, чем они могут быть полезны».

«Территория возле памятника Тойво Антикайнену вся заросла, само собой, это неправильно, — считает Андрей. — В наших силах приехать в эти места со строительным инструментом и краской и выполнить более существенные работы. Главное — получить добро от властей!»

Участники современных студотрядов признают: в истории нашей страны был период, когда патриотическому и трудовому воспитанию молодёжи уделялось объективно мало внимания. Не было централизованной политики, которая бы ставила во главу угла воспитание нравственных качеств подрастающего поколения.

«В советское время такая практика была, мои родители и мой дядя были пионерами. Я родом из города Сосновый Бор в Ленинградской области. В его окрестностях расположено немало памятников Великой Отечественной войны, которые создавались руками тогдашних школьников и студентов, — рассказал Андрей Тертерян. — Отрадно, что сейчас начинают вспоминать незаслуженно забытые воспитательные практики, успешно работавшие в советские годы. Хочется верить, новые поколения молодёжи будут уважительно относиться к истории своей страны. Есть такое выражение: народ, который не помнит прошлого, не имеет будущего. Наше прошлое всегда должно оставаться не только в памяти, но и в том, что мы можем сделать своими руками».