Тулупчик для Пушкина. Почему поэт не попал в Петрозаводск

репродукция

Лето 1812 года было жарким. Самая сильная армия Европы под предводительством Наполеона Бонапарта вторглась в Россию и шла на Москву. Правительство спешно вывозило людей и ценности из Петербурга – вдруг Наполеон повернет и туда! В Петрозаводск решено было отправить Публичную библиотеку, а также студентов и преподавателей Педагогического института. Собрали в дорогу и воспитанников Царскосельского лицея. Среди учащихся лицея был и тринадцатилетний мальчик, имя которого скоро узнает вся Россия. Александр с гордостью носил фамилию обедневшего, но зато древнего дворянского рода Пушкиных.

   
   

Трудное путешествие до города на Онего

Лицеистам сшили в дорогу теплые тулупчики и на парусном судне отправили вверх по Неве. На дворе ещё стоял сентябрь, но дорога была дальняя, а путешествие могло затянуться. В Ладожском озере – первое испытание. Многие лицеисты впервые узнали, что такое морская болезнь, потому что парусник сильно раскачивало с борта на борт. Потом судно две недели медленно шло против течения Свири пока наконец впереди не замаячил простор Онежского озера. Правда, пришлось целую неделю пережидать непогоду в селе Вознесенье, но зато переход до Петрозаводска прошел благополучно: ветер был южным, почти попутным.

Когда лицеисты высадились на петрозаводской пристани, в воздухе замелькали первые снежинки, вестники скорой зимы. Вот и пригодились им теплые тулупчики! Кстати, вряд ли это были нагольные бараньи шубы – такие носили в основном крестьяне и мещане. Люди позажиточнее спасались от холода тулупчиками на меху (от заячьего до лисьего), крытого сукном.

По крутой улице мимо двух больших церквей лицеистов привели на площадь, где стояла мужская гимназия. Так началась жизнь будущего поэта в городе на берегу Онежского озера. Оно было так похоже на хорошо знакомое Балтийское море возле Петербурга: такое же большое и бурное, только вода в нём была не солёной (многие даже попробовали её на язык). Жизнь в тихом северном городке текла спокойно, однако сообщения о военных действиях приходили тревожные – про сожжённую  Москву, про русскую армию, собиравшую силы для новых боёв. Однажды лицеисты увидели, как на Соборной площади выстроились несколько сотен людей с ружьями.

Торжественный парад Санкт-Петербургского ополчения (Олонецкая дружина в том числе) на торжественном построении у Исаакиевского собора. 1814 г. Фото: Википедия/ И. Иванов

600 олонецких стрелков

Солдаты? Но бородатые стрелки были одеты скорее по-крестьянски, чем по-солдатски, а на фуражках вместо военной кокарды у них блестели кресты из меди. Оказывается, это был смотр ополченцев (добровольцев, которые могут владеть оружием) перед их отправкой на войну. Все столпились у окон и с уважением смотрели на рослых бородачей-воинов, ведь каждый лицеист втайне мечтал поскорее встать в строй защитников Отечества.

Фото: Из личного архива Николая Кутькова

Гимназический учитель им объяснил, что фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов обратился ко всем российским губерниям с призывом дать от каждой по несколько сотен стрелков-ополченцев. От Олонецкой губернии в народное ополчение отобрали 600 опытных охотников, умеющих метко стрелять. Все они явились со своими ружьями, из которых многие легко попадали в белку за сто шагов. Правда, строгие офицеры все-таки заменили их кустарные винтовки новым армейским оружием и пару недель учили крестьян стрелять по мишеням и штыковому бою. Ополченцев вооружили также тесаком (короткой саблей). После этого Олонецкую дружину обмундировали в суконные кафтаны с красными погонами, фуражки с медными крестиками (знак ополченцев), дали ранцы с военным припасом и повели на запад.

В Бородинском сражении Олонецкая дружина не участвовала, но прославилась храбростью и метким огнем во время боев. Наши стрелки воевали за границей, дошли до Парижа.

   
   

Сражения за два года войны были тяжелыми, поэтому на родину возвратилось меньше половины стрелков. Сначала их торжественно встретил Петербург, а через месяц ополченцы вошли в Петрозаводск, промаршировав под выстроенной для них триумфальной аркой. На груди у каждого сверкала серебряная медаль за участие в Отечественной войне, а у многих – и георгиевские кресты.

Быль и сказка

Видел ли Саша Пушкин парад ополченцев в Петрозаводске? Нет, конечно, Да и самой поездки в Петрозаводск тоже не было. В самый последний момент эвакуацию лицеистов в далекий город на Онежском озере отменили. Поэтому будущему поэту не довелось погостить в Петрозаводске, не пришлось увидеть ему олонецких стрелков-ополченцев и написать о них стихи. А тот заячий тулупчик, в котором Саше предстояло ехать в Петрозаводск, он носил до конца учёбы в самые злые петербургские морозы. Пока в 1815 году не состоялся выпускной экзамен и памятная декламация стихотворения самому Державину.

Но пребывание студентов и преподавателей столичного Пединститута в Петрозаводске, поход и торжественное возвращение стрелков в город на Лососинке – всё это было на самом деле.