Через месяц в Петровской слободе, расположенной на месте снесённых корпусов Онежского тракторного завода, появится неординарная скульптура, которая разом увековечит память тракторостроителей и подчеркнёт аутентичность нашего края. Автор нового арт-объекта – известный художник Владимир Зорин.
Символики нет
Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Владимир Викторович, мэрия решила перенести скульптуру «Дерево дружбы» с одноимённой аллеи на набережную. С художественной точки зрения это хорошее решение?
Владимир Зорин: «Дерево дружбы» – один из достойных арт-объектов советского времени, его нужно хранить и беречь. Есть повреждения, но они не столь существенны. Поэтому скульптуру лучше привести в порядок, а не переносить. Ведь в основном с советских времён остались монументальные памятники. А «Дерево дружбы» и по замыслу, и по пропорциям – очень хороший объект.
– Но на место «Дерева дружбы» хотят установить стелу «Город воинской славы».
– Архитекторы уже охрипли в попытках убедить городские власти и общественность в том, какие места подходят для размещения стелы. Они – люди, которых надо слушать. Потому что они – профессионалы. Общественное мнение тоже хорошо, но когда вы идёте к хирургу, вы что, к общественному мнению прислушиваться станете? Или будете хирурга слушать?
– Вопрос риторический. Некоторые склонны видеть в установке стелы «Город воинской славы» на месте «Дерева дружбы» символику, знаки времени.
– Нет.
– Вот видите. Про стелу знаете, а то, что мы – единственная в мире страна, которая до сих пор ведёт арктическую навигацию, нет. И мало кто знает. А это ведь то, чем можно и нужно гордиться. Мирным достижениям тоже надо ставить памятники.
– А так называемый Биг-бен нужно было сносить?
– Его не нужно было ставить. Он ни к чему на площади Гагарина. Потому что он загораживал вид на озеро, который открывается прямо с центрального вокзального выхода.
Нечем удивить
– На территории Петровской слободы находится ряд скульптур, которые созданы вами, но какое отношение, к примеру, скульптура комара имеет к Александровскому заводу?
– Что касается арт-объектов, то они также важны. Потому что город – для людей и для жизни. Нужны места, где можно погулять с детьми и куда можно привести гостей. Город должен стать интереснее. Благодаря кому появились скульптуры в Петровской слободе? Строительная компания поддержала меня в моих идеях и проектах. Вообще, сделать город привлекательнее дешевле всего средствами искусства. Уличная графика, стрит-арт, городская скульптура – всё это может сделать город интереснее без значительных затрат. Понимаете, наш город – транзитный. Люди приезжают и в городе не задерживаются: неинтересно. Удивить гостей мы не можем. Да, мы говорим про набережную, но представьте себе приехавшего из Петербурга человека. Его удивишь набережной?
– Навряд ли. Но почему именно комар?
– Потому что должно быть что-то наше карельское, аутентичное. Но ведь в Петровской слободе не только он установлен. Есть ещё арт-объекты под общим названием «Железное собрание». Потому что Петровский завод был непосредственно связан с железом, был изначально железоделательным заводом. Поэтому и металл, и железное собрание. Помимо комара в слободе установлены «Трон», две «Кормушки для птиц», «Поцелуй» архитектора Евгения Фролова и «Лыжи» Игоря Монахова. Кроме того, открыта небольшая уличная галерея и работает пространство «Синий коридор». В итоге там образована культурная среда, местечко, в которое можно приходить и приводить гостей.
Вернуть лицо
– А микрорайоны в городской скульптуре не нуждаются?
– Конечно, нуждаются, даже спорить нечего. Сколько я ходил и доказывал, что на Театре кукол надо установить скульптуры. Считалось, мол, зачем они нужны. А вот сейчас, скажите, плохо, что ли?
– Нет, очень хорошо смотрятся.
– Но такие объекты непривычны нашему взору.
– Трактор этот, скорее всего, всё равно бы увезли и выбросили или на металлолом сдали. А предложенное мной решение способно увековечить нашу историю, но не совсем традиционным способом. Не табличкой из бронзы, о которой вспомнят раз в год, а при помощи такого объекта, к которому горожане будут приходить каждый день. Понимаете, формы сохранения памяти могут быть разными.
– Чего не хватает нашему городу?
– Карелии. Нет заметного присутствия Карелии в Петрозаводске. Хотелось бы, чтобы на тротуарах лежала плитка, а не асфальт. Мы живём в краю скал, но в городе этого нигде не отражено: асфальт ведь безлик. Площадь Гагарина потеряла лицо, когда дома, стоящие полукругом, выкрасили в грязно-жёлтый цвет. Раньше они были тёмно-красными с вкраплениями из слюды, крыши – зелёными, и ещё стояли голубые ели. Всё это создавало торжественность и подчёркивало северное расположение города.
– Почему так стало происходить?
– Произошли изменения не в лучшую сторону. Теперь нет ни главного архитектора, ни главного художника.
Смотрите также:
- Люди смотрят телевизор. Как стать народным корреспондентом? →
- Энтузиаст мотокросса Андрей Петрунин: «Сломали мечту» →
- В Карелии есть своя «железная» леди →