Петрозаводск вместе с северными пригородами и Кондопогой уже больше десяти лет составляют агломерацию, но соответствующего правового статуса у фактически единого социально-экономического пространства до сих пор нет. Городская агломерация — это скопление населённых пунктов, объединённых в сложную систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.
Если ситуацию исправить, то город и примыкающие территории получат унитарную транспортную систему и унифицированную нормативную базу. То и другое ускорит развитие петрозаводской агломерации и сократит отток жителей из соседних районов.
Предпосылки объединения
Петрозаводская агломерация по факту уже существует. Утренние и вечерние пробки на въездах в город, а также разросшиеся пригороды – лучшее тому доказательство. Одни живут за городом, но работают в Петрозаводске, другие наоборот, у третьих производство в Кондопоге или в Пряже, но офис или магазин в столице республики.
Так, по оценкам заведующей кафедрой экономики и финансов петрозаводского филиала РАНХиГС Татьяны Сачук, число жителей и экономических интересантов в пределах Петрозаводска, Кондопожского, Прионежского и Пряжинского районов достигает 500 тысяч человек, а проживает здесь постоянно 60% городских и 30% сельских жителей Карелии. А еще здесь находится 2/3 несырьевого производства и 3/4 всех предприятий с организациями, оборот розничной торговли – 71% от республиканского.
К слову, идея агломерации возникла не сегодня. Впервые она прозвучала в стратегии социально-экономического развития города, подготовленной в 2013-2014 годах. Тем не менее как таковой агломерации учреждено не было, но она появилась в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги». Благодаря этому статусу Петрозаводску удалось получить финансирование на ремонт дорог, которых в нормативном состоянии теперь 85% вместо прежних 49,7%.
Юридический скепсис
Как поясняет доктор юридических наук Екатерина Шугрина, в нашей стране правовые акты зачастую разрабатываются с прицелом на получение федерального финансирования. Статус агломерации – тот самый случай.
Кроме того, с точки зрения как синхронизации управления, так и строительства инфраструктуры существующего правового инструментария достаточно. Единого бюджета и общей собственности у агломерации быть не может, но недавно введенные горизонтальные трансферты позволяют субсидировать один муниципалитет другим. Что до субординации, то агломерация может стать как частью региона, так и объединением муниципалитетов.
Идею объединения поддерживают как в мэрии Петрозаводска, так и в администрации Кондопожского района. Речь идет, прежде всего, о двух направлениях – синхронизации транспортной системы и унификации административных процедур, таких как получение земли или разрешения на строительство.