Аргументы и Факты
karel.aif.ru
16+
Карелия
Аргументы и Факты
karel.aif.ru
16+
Карелия
Примерное время чтения: 5 минут
11

Маршрут перестроен. В Карелии могут отменить поезд Кузнечное — Сортавала

АиФ Карелия №50 10/12/2025
На электричке ездят в основном студенты, инвалиды, пенсионеры и рабочие.
На электричке ездят в основном студенты, инвалиды, пенсионеры и рабочие. / Валерия Иванникова / АиФ

В 2026 году в Карелии могут отменить десяток пригородных маршрутов из-за выросших расходов на их обслуживание. Жители региона, уверены: и без того непростая ситуация с транспортной доступностью только ухудшится.

В ситуации разбирался корреспондент «АиФ. Карелия».

«Электричка была спасением»

Жители Карелии обратились к главе республики Артуру Парфенчикову с просьбой не отменять с 1 января 2026 года пригородный поезд Кузнечное — Сортавала, на котором ездят в основном студенты, инвалиды, пенсионеры и рабочие.

«На электричке ездят люди из всех населённых пунктов — Алхо, Элисенваара, Хийтола, Куликова, Аккахарью, а также из Сортавальского района».

«Поезд нам жизненно необходим: это единственный транспорт в Лахденпохском районе, так как автобусы у нас не ходят, а дороги все разбиты тонарами, которые возят на станцию отсев из Лахденпохьи. На электричке ездят люди из всех населённых пунктов — Алхо, Элисенваара, Хийтола, Куликова, Аккахарью, а также из Сортавальского района, — рассказала «АиФ. Карелия» жительница Лахденпохского района Светлана Фомкина. — В Минтрансе мне ответили, что у нас проходят поезда дальнего следования, но они не останавливаются на маленьких станциях, да и билеты недоступны многим людям. Эти поезда рассчитаны на туристов, а не на местных жителей».

Люди из небольших посёлков на электричке ездят на работу в Приозёрск, Сортавалу, Лахденпохью. Ведь поездки на такси далеко не все могут себе позволить.

«Такси в одну сторону стоит 2,5 тыс. — 3 тыс. рублей, но иногда таксисты и вовсе отказываются ехать в посёлок из-за состояния дорог. Если электричку отменят, это будет просто катастрофа! У нас живёт много пожилых людей, у которых нет машины и возможности за такси платить тоже нет. Сейчас билет на пригородный поезд из Элисенваары до Сортавалы стоит 80 рублей, а «Ласточка» обойдётся в 400 рублей», — рассказала «АиФ. Карелия» жительница республики Карина Б.

«У нас проходят поезда дальнего следования, но они не останавливаются на маленьких станциях, да и билеты недоступны многим людям».

По словам жителей Карелии, особенно плохо придётся тем, кто ездил на работу в Кузнечное.

«Я живу на хуторе в 3 км от посёлка Элисенваара. Через посёлок не ходят автобусы и маршрутки. Такси до ближайшего города Лахденпохьи стоит 2 200 рублей. На «Ласточке» дешевле — около 400 рублей, но даже эта сумма — 800 рублей в оба конца — неподъёмная для тех, кто не имеет высокооплачиваемой работы, а такую работу в посёлке найти трудно. Электричка Сортавала — Кузнечное была спасением. Ведь в городе находятся и больница, и МФЦ, и аптека, и прочие службы, а у многих там ещё и работа, — объяснила «АиФ. Карелия» жительница республики Екатерина Ч. — Неужели Минтранс настолько беден, что не может себе позволить одну социальную электричку? Неужели он беднее тех людей, которые пашут за зарплату 20–30 тыс. рублей, а теперь ещё должны и за транспорт непомерные деньги платить?»

«Неужели Минтранс настолько беден, что не может себе позволить одну социальную электричку? Неужели он беднее тех людей, которые пашут за зарплату 20–30 тыс. рублей, а теперь ещё должны и за транспорт непомерные деньги платить?»

Местные жители вспоминают, что попытки отмены электрички происходят не в первый раз: сначала они были в 2000 году, затем в 2018-м, теперь в 2026-м.

«Транспортное муниципальное сообщение тут отсутствует, а попытки его создать убыточны и ни к чему не приводят. Более десяти лет район живёт только за счёт пригородного поезда, — рассказала «АиФ. Карелия» жительница посёлка в Лахденпохском округе. — Минтранс объясняет, что у нас есть другие поезда, и полагает, что потребность людей закроется поездами дальнего следования. Но поезда дальнего следования не будут останавливаться возле каждого пункта, даже если они согласятся выйти из графика и сделать пару дополнительных остановок. Как при полном отсутствии частного и муниципального транспорта в округе с такими огромными дорогами и удалёнными посёлками можно остаться без единого социального маршрута на железной дороге — непонятно. Очень многим людям придётся оставить жизнь в любимой Карелии из-за отмены пригородного поезда. Люди и так зачастую работают посменно в другом регионе, например в Санкт-Петербурге. Теперь, видимо, окончательно деревни округа останутся в том числе без рабочих людей».

«Заказ на согласовании»

Как подтвердили в Минтрансе Карелии, в 2026 году действительно планируется сократить объём заказа на тех маршрутах, где есть альтернативные виды сообщения. Причина кроется в значительном росте расходов на аренду поездов, особенно рельсовых автобусов, а также на обеспечение исполнения требований к транспортной безопасности. При сохранении прежних объёмов перевозок сумма дополнительных затрат составила бы более 130 млн рублей.

Так, на маршруте Лодейное Поле — Питкяранта — Сортавала из двух пар поездов сокращается одна — та, что курсировала в пятницу, субботу и воскресенье. При этом вторая пара будет ездить каждый день, поэтому маршрут сохранит доступность.

«При сохранении прежних объёмов перевозок сумма дополнительных затрат составила бы более 130 млн рублей».

«А вот маршрут Сортавала — Кузнечное отменяется, сообщение будет обеспечиваться поездами дальнего следования Петрозаводск — Сортавала — Москва, Санкт-Петербург — Костомукша, а также «Ласточкой» Санкт-Петербург — Сортавала. Для удобства пассажиров нами уже направлены запросы в Федеральную пассажирскую компанию по введению дополнительных остановок», — уточнили в Минтрансе республики.

В зимнем графике предусмотрено сокращение поездов Петрозаводск — Свирь и Петрозаводск — Медвежья Гора, летом эти маршруты вернутся в расписание. При этом полностью сохраняются безальтернативные направления, например Лоухи — Пяозеро.

Таким образом, летом 2026 года железнодорожное сообщение будет обеспечиваться на 16 пригородных маршрутах, зимой — на 13. Для сравнения: в 2015 году было 18 маршрутов летом и 15 — зимой.

Стоит сказать, что транспортный заказ ещё находится на согласовании, окончательное расписание будет опубликовано после его утверждения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах