В Прионежском районе Карелии собственники садоводческих товариществ несколько лет бьют во все колокола: дорога от станции Деревянка до станции Орзега никому не принадлежит, а значит, и не обслуживается. Подробности - в материале karel.aif.ru.
Бремя товарищества
Начиная с 2020 года жители нескольких садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) неоднократно обращались в администрацию Прионежья, прокуратуру и Министерство транспорта РК с просьбой найти хозяина дороги Деревянка — Орзега.
Данная дорога — единственный подъездной путь к шести садовым товариществам, в каждом из которых не менее 100 дворов.
«Моей семье уже более 40 лет принадлежит участок на территории СНТ, находящегося по пути следования дороги общего пользования от станции Деревянка до станции Орзега. В советское время в товариществах были обязательные отработки, во время которых дачники самостоятельно поддерживали порядок вдоль дороги, чистили кюветы, вырубали лишний кустарник, ликвидировали завалившиеся от старости и ненастья деревья. Потом законы изменились, и люди ухаживать за дорогой перестали, — рассказала «АиФ. Карелия» жительница одного из СНТ Ирина Фомина. — Сегодня оплата трактора, который расчищает снег зимой, а летом грейдера целиком и полностью лежит на СНТ, а это незаконно и стоит немалых денег. Данная дорога — единственный подъездной путь к шести садовым товариществам, в каждом из которых не менее 100 дворов. Собственники либо приезжают сюда круглый год, либо проживают постоянно. В соответствии с противопожарными правилами, СНТ обязано расчищать все дороги от снега, но при этом производить расчистку дороги, ведущей к СНТ, не обязано, так как она не находится в собственности товарищества».
По словам Фоминой, администрация Прионежского района выходила с иском в суд о признании дороги бесхозной для дальнейшего принятия её на баланс, что позволило бы в будущем её обслуживать на законных основаниях. Однако в суде Деревянское участковое лесничество заявило права на дорогу, поэтому в иске было отказано. Таким образом, добавить единственный путь подъезда к СНТ в реестр муниципалитета не получилось.
В Минприроды Карелии пояснили: данный участок автодороги по подведомственности относится к территории Деревянского участкового лесничества, на территории которого на основании договора аренды лесного участка компании осуществляют лесозаготовку.
«Следовательно, Минприроды Республики Карелия заключило договоры аренды с юридическими лицами, занимающимися вырубкой леса на территории, где пролегает автодорога. Компании занимаются коммерческой деятельностью, министерство также в этой ситуации является арендодателем, а следовательно, получает доход, но обязанность содержания автодороги Деревянка — Орзега никто на себя не берёт. Более того, саботируют попытку прионежской администрации взять на себя обязательства обслуживания дороги», — считает Ирина Фомина.
Никому не нужна
Как объяснили в Минтрансе Республики Карелия, участок автодороги под железнодорожными путями на станции Орзега не входит в состав автодороги регионального значения «Подъезд к станции Орзега». По информации администрации Прионежского муниципального района, указанный участок — бесхозяйный.
«Частью 1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ установлено: средства регионального и муниципального дорожных фондов подлежат использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения. Учитывая вышеизложенное, выделение средств из регионального и муниципального дорожных фондов на ремонт участка автодороги под железнодорожными путями на станции Орзега не представляется возможным, — пояснили в Минтрансе РК. — Бесхозяйное имущество в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ может быть принято в собственность органом местного самоуправления, на территории которого оно находится».
Как уточнили в администрации Прионежского муниципального района, частью 1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ установлено: средства дорожного фонда подлежат использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Таким образом, использование средств дорожного фонда на объекты, не находящиеся в муниципальной собственности, — это нецелевое расходование. Данный участок дороги находится в аренде. Арендатор вправе обслуживать дорогу по своему усмотрению.
При этом Верховный суд РФ неоднократно разъяснял: бесхозных дорог быть не должно.
«Прокуратура Прионежского района не считает необходимым контролировать данный вопрос, несмотря на наши обращения, а Минтранс РК рапортует, что вопрос находится вне их компетенции, и никаким образом повлиять на происходящее не может. При этом Верховный суд РФ неоднократно разъяснял: бесхозных дорог быть не должно», — добавила Ирина Фомина.