Примерное время чтения: 10 минут
1207

Счастливые куклы от Маргариты Керн

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. "АиФ - Карелия" №36 06/09/2017
Маргарита Керн / Из личного архива

Маргарита Керн известна не только В Карелии, но и далеко за ее пределами как мастерица-кукольница. Она делает 24 вида кукол, как говорится, на все случаи жизни: куклы-обереги, обрядовые, куклы для обычных игр, а также авторские. Как рассказала Маргарита Керн «АиФ-Карелия», вдохновение она черпает в лесу.

Маргарита Керн
Маргарита Керн Фото: Из личного архива

Из архитектора в кукольники

Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»: Маргарита, почему именно куклы? И как давно вы этим увлекаетесь?

Маргарита Керн: Я с детства очень люблю природу, лес, озера. И всегда любила рисовать. Была девочкой-одиночкой, уходила гулять в лес, любила оставаться одна. Мы жили в Соломенном. Когда мне было 8 лет, я пошла на прогулку и нашла куклу Петрушку. Он был такой потрепанный, рваный. Я принесла его домой, а у папы был знакомый художник, он отнес этого бедного Петрушку ему. Куклу отреставрировали, разрисовали, дали вторую жизнь. И эта игрушка стала такой родной для меня. У нас в школе уроки труда преподавала учительница, которая не только научила нас разным видам рукоделия, но и привила вкус. Она рассказывала, как сочетать цвета, ткани и многое другое. В 6 классе в школе была выставка. Для такого события я сделала куклу. И мою игрушку с выставки украли. Конечно, это меня очень расстроило, но учительница сказала, что украли - значит кукла очень хорошая, плохую бы не стали забирать. Я почему-то запомнила этот момент. Ну и вот так началось мое увлечение. В школе я организовала и вела кукольный кружок. После окончания школы я заявила маме, что пойду работать кукольником в Театр кукол Карелии. Мама была мудрой, не стала меня отговаривать, наоборот, предложила поехать в театр, поговорить с мастерами, посмотреть, как они работают, сколько зарабатывают, ездят ли на гастроли. И я поехала. Посмотрела мастерскую, поговорила с мастерами, и, вы знаете, запал прошел… Я поступила в техникум и стала архитектором. После получения диплома меня звали учиться в Петербург, но я осталась в Петрозаводске. А после успешной практики меня взяли на работу в мэрию. 

 - Какие проекты вы реализовали в карельской столице?

 - Я спроектировала два мостика на берегу реки Лососинки в центре нашего города. Вот те самые два маленьких мостика, которые и сейчас украшают парк. Это и была моя первая работа в роли городского архитектора. Нвые мосты отливали на Онежском тракторном заводе. До этого парка там стояли дома, от прежней жизни остались только яблони. Занимаясь городской архитектурой, я все время делала кукол. Иногда мне кажется, что я просто застряла в детстве. 

Творчество только в России

- Вы из семьи ингерманландцев, почему не переехали в Финляндию?

Фото: Из личного архива/ Маргарита Керн. Кукла-травница

- Да, действительно, мои родители имеют иностранные корни. Папа - немец, его предки переехали в Россию в 18 веке, когда Екатерина 2 подписала Манифест о переселении иностранцев в Россию, а мамины предки - ингерманландцы, они жили на месте Петербурга еще до строительства города Петром. И в лихие 90-е я собралась и уехала в Финляндию. Моя мама не хотела уезжать, дети тоже остались в России. А я так мечтала о свободном времени. Там было его очень много. Собрала с собой все для рукоделия, думаю, буду сидеть, шить, вязать и гулять. Но, знаете, творчество ушло… Я за то время, что жила в другой стране, не смогла сшить ни одной куклы. Это был во мне такой дисбаланс. А куклы-обереги вообще нельзя изготавливать в дурном настроении или когда болеешь, чтобы не навредить другому человеку, кто возьмет твою куклу. Отмечала в календаре дни, когда смогу поехать в Россию. Каталась туда-сюда. Однажды вечером просто собрала чемодан, оставила записку и уехала. Можно сказать - дошла до точки. Я поняла, что моя родина - в Карелии. Чтобы это понять, мне нужно было уехать. От йогуртов и бананов вернулась к нашим талонам. Чем только не занималась: шила рюкзаки - и своим детям, и коллегам по работе, обрабатывала кожу, чистила воротники, перешивала людям вещи, чтобы было красиво и недорого. 

 - Творчество вернулось вместе с вами?

 - Да, я снова начала шить, заниматься рукоделием. Ушел этот дисбаланс, наступила гармония. Я очень люблю Карелию. Особенно наши деревни. В них люди такие настоящие, хорошие. Это сразу заметно - они более открытые и отзывчивые. Не понимаю, почему многие стесняются и скрывают, что они родом из деревни. Это же сразу видно. Я очень люблю путешествовать. Везде и всюду. И считаю, что из всего в жизни нужно уметь видеть и получать позитив. Меня еще папа с детства научил с утра посмотреть в зеркало и сказать: я выращиваю в себе настроение! Так я и выращиваю его всю жизнь в себе. 

 - Ваши куклы в национальных костюмах. Что это за костюмы?

Фото: Из личного архива/ Марина Бедорфас

- Я очень люблю именно карельский костюм. Шью кукол также в вепсских и ингерманландских костюмах. Историю костюма изучаю по книгам. Покупаю дорогие, солидные издания, у меня уже целая библиотека. Кукольная история очень древняя. Для меня карелы - не только национальность, вообще жители Карелии - это особенные люди. Они очень внимательные и доброжелательные. Здесь уникальная природа. Я выхожу на берег озера или в лес, собираю траву, веточки, палочки, цветы. Природа сама порой мне подсказывает какие-то образы. У меня есть куклы на березе. Это женское дерево, которое дает силу. Я делаю кукол и в костюмах древних карелов, по мотивам «Калевалы». А сейчас мне уже этого пространства мало, я создаю авторские куклы. 

 - Для кого ваши куклы?

 - Память в нашей жизни играет огромную роль. Где можно увидеть правильный костюм? В музее или на каком-то фестивале. Но каждый ли туда пойдет?! Вот в Финляндии 5 августа - День национального костюма. Там финны надевают их и с удовольствием демонстрируют. Это целая культура - носить костюм. У нас нет такого дня, хотя жители Карелии с удовольствием бы вышли в национальных нарядах. А на моих куклах настоящие карельские, вепсские и финские костюмы, сделанные по всем правилам. Местные жители и туристы по одежде на кукле могут изучать, как жили наши предки, в чем ходили, чего боялись, как оберегались и т.д. Есть очень красивая легенда про северную куклу Акка. Это кукла - берестушка. Ее делали на бересте для своих мужчин, которые выходили в море. На бересте писались молитвы, потом заматывались в трубочку. Таких кукол брали рыбаки, чтобы они их оберегали, чтобы в море ничего не случилось. Но позднее в жизнь людей пришла церковь, и такие куклы стали считаться языческими. Тогда одна бабушка обернула эту берестушку в тряпочку и отдала своему внуку, который отправился в море. С тех пор стали называть эту куклу - бабушкина кукла. Она хоть и спрятала ее в одежду, но молитвы на бересте остались. А мои куклы разные, и они для всех: для тех, кто хочет быть счастливым, здоровым, родить детей, выйти замуж или сохранить свою семью. Моих кукол покупают туристы, увозят кусочек Карелии в разные страны. На острове Кижи один мастер вырезает вепсских коней, так вот я по его эскизу сделала точную копию такого коня в текстиле. И он уехал в Германию. 

Кто в куклы не играл - тот счастья не видал 

Фото: Из личного архива/ Маргарита Керн. Кукла на счастье. 

- Куклы - древнее искусство. А в современном мире куклы нужны людям?

- Конечно, очень нужны и востребованы. Пройдут еще тысячи лет, но куклы будут интересовать людей и приносить им радость и счастье. Ведь я делаю кукол и на заказ, провожу мастер-классы. Приезжали американцы, они так вдохновились нашими национальными куклами, просто были в восторге. Когда провожу мастер-классы или готовлю выставку, всегда надеваю свой костюм, рассказываю, показываю. И дети, и взрослые с удовольствием слушают. Сейчас веду кружок рукоделия в Автономии Российских немцев в Петрозаводске. Люди узнают интересные факты. Раньше к свадьбе у девушки было порядка 100 кукол. И это считалось очень хорошим приданым. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах