560

Правила жизни. Андрей Дежонов о властях, театре и актрисах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ - Карелия" №31 02/08/2017
"Король Лир" в постановке Дежонова стал знаковым спектаклем для Национального театра РК © / Из личного архива

«Дед был наивным коммунистом»

Варвара Карху «АиФ-Карелия»: Андрей Анатольевич, вы с самого детства знали, что станете актёром? 

Андрей Дежонов
Андрей Дежонов Фото: Из личного архива

Андрей Дежонов: Я с детства знал, что свяжу свою жизнь с творчеством. Родители - военные инженеры, занимались разработкой компьютерных управлений, ракетами. На выбор профессии не влияли, чувствовали, видимо, что это мое, так как я с 5-го класса уже занимался в Театре юношеского творчества, который был популярен во Дворце пионеров. Его оканчивало много знаменитых актеров и режиссеров, на то время это была популярная самодеятельность, к тому же она поддерживалась государством. Мы играли свои студенческие спектакли, нам давали возможность премьеры. Кстати, там познакомился с Колей Фоменко, там было очень много ребят, которые потом стали актерами, режиссерами, художниками-постановщиками. В театре были артист-осветитель, артист-звуковик, артист-монтировщик. В 9 классе я был начальником монтировочного цеха, представляете?
У меня дед был вторым секретарем обкома партии, это в принципе министерство культуры при советской власти, которое отвечало за политпропаганду и прочее. Помню, родители, когда уезжали на сессию, отправляли меня к бабушке, так меня там милиция охраняла, по рации передают: «Ваш проснулся» - и бабуля бежит меня забирать. Дед был честный и достаточно наивный коммунист, такой, на котором все и держалось. Друзья у него были неплохие, у меня есть подарок от одного из них, Льва Ошанина, это книга «Баллады», подпись еще помню - «Андрюшке от Льва», мне тогда 7 лет было... Так что, получается, все мое творчество началось с детства, так и повелось.

«Диктуют, что писать»

- Изначально вы хотели стать журналистом. Почему изменили свой выбор?

- Сначала поступил на журфак, но потом ушел в театральный институт, не уходя: тогда это можно было сделать легко - я просто пришел и забрал документы для фиктивного поступления на курсы английского языка. Как раз шел набор на театральный курс, на который я очень хотел попасть. Уже тогда понял, что меня тянет к режиссуре. В театре вел «капустники» и случайно, переходя из одного театра в другой, стал преподавателем актерского мастерства, совершенно неожиданно для себя. А поскольку это напрямую связано с режиссерской профессией, изучил ее экстерном. В 2001 году с Семеном Спиваком поставили спектакль «Жаворонок», который идет до сих пор. Почему не стал журналистом?  Надо писать то, что тебе сказали, а то, что ты хочешь - писать не будешь! 
Был период, когда работать журналистом было интересно, на то время было очень много громких имен, таких как Влад Листьев. Я чуть было не вернулся вновь в эту стезю, но, вспомнив свою короткую студенческую практику, связанную с этой профессией, решение не поменял. Я делал передачу про комсомольский прожектор и мою работу запустили на местное радио. В своем репортаже рассказал всю правду о ситуации на заводе, что никто там не работает, валяют дурака. Мне поставили «отлично», но попросили к ним больше не приходить. 

«Артист - это шаман»

- С актёрами работать трудно. Особенно, наверное, непросто с женщинами. Как справляетесь?

- Когда ты ищешь человека на женскую роль, это должна быть твоя Муза. Ты ей доверяешь полностью, с ней тебе должно быть интересно. Периодически они меняются, потом ревнуют друг к другу. Многие путают это с личными отношениями, но это не так, ведь это может мешать работе, кому нужны переходы в семейные скандалы, личные взаимоотношения? Это уже уход от творческой направленности. Единственный раз, когда был молодой, шальной -  нарушил это правило, завел роман со своей студенткой. И вот она уже 20 лет моя жена и у нас 2-е детей. 

- Не тяжело было из культурной столицы переезжать в наш хоть и уютный, но провинциальный Петрозаводск?

- В Петрозаводске мне захотелось сделать что-то свое. В Петербурге все места захвачены, а здесь в театре можно творить, можно воспитать СВОИХ студентов - это очень интересно. Вот, например, был такой замечательный театр Юозаса Мильтиниса в маленьком городке Паневежис в Литве. Этот театр был настолько популярен, что туда ездили со всего мира. Этой весной у меня реализовалась мечта - я поставил там спектакль. Есть такие вещи: если ты очень сильно хочешь чего-то, мечтаешь, то  все получается, и это действительно работает. Захотел - артистом стал, захотел - режиссером. Мечты не работают, пока не работаешь ты.

Фото: Елена Иванова

- Что самое важное в спектакле? 

- Театр - мое вдохновение. Во всех спектаклях режиссер отражает часть своей жизни, свой взгляд на мир, людей, раскрывая перед ними душу. Задевая свое личное, получаешь  обратную связь, больше людей тебя понимает, потому что у них то же самое: чем больше открылся, тем больше тебя поняли. Проблемы-то у всех одинаковые. Вот как раз от актеров и требуется «раздеться», душу открыть перед публикой, тогда они становятся интереснее. 
Артист - шаман, он должен включить некий обмен энергии, должен отдать себя. Чем больше он отдает, тем больше получает, потому что зритель тоже включается в эту историю и начинает ему энергию возвращать. А поскольку их много, то артисту все легче и легче играть, когда он включает этот обмен. Самое трудное - продержаться первые 10 минут на сцене, и если я честно это сделаю, то дальше все легче и легче, партнеры поддерживают, зритель энергию дает. И ты после спектакля очень даже бодренький… А если ты излохмаченный, потный - значит плохо играл, значит ты ничего не получил, ничего не отдал, а просто трудился как каменщик. 

Правило трех «Б»

- Энергия от зрителей - это понятно. А как насчёт энергии от власти? Государству сегодня нужны театры?

- Театры теперь не нужны. Раньше, во времена СССР, с помощью театров и кино пропагандировали советский образ жизни, власти диктовали что делать, но на это давали и деньги. При Сталине театры прекрасно себя чувствовали, потому что они делали спектакли про Сталина, про его замечательную страну и получали за это большие деньги. А сейчас театр не живет под диктовку государства, сейчас другая цензура. Делайте, что хотите, но за свои деньги.  Почему были проблемы в театре при СССР? Потому что руководили культурой люди не профессиональные, а по партийной линии. До этого, к примеру, он был лесорубом или водителем трактора, а потом его отправили руководить театром. Сейчас приблизительно та же история, потому что люди не сведущие в театре руководят и им, и культурой.  Режиссер уже не главный. Главный - директор, который должен отчитаться о проделанной работе, выполнить план. Это очень сложная история.

- А есть какая-то фраза, которая все-таки вдохновляет на работу?

- Как студентам говорил: актер пришел к психотерапевту и сказал, мол, мне очень тяжело работать в театре, все завидуют, косятся на меня, плетут интриги, я так больше не могу, это ужасно. А доктор отвечает: если вы хотите спокойно жить в театре, нужно понять правило трех «Б» - надо быть бедным, больным и бездарным, тогда вас будут все любить и печеньками кормить. Выбирайте.  

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах