В Карелии не утихают страсти по поводу шутки актрисы театра драмы «Творческая мастерская» Валерии Ломакиной на стендап-шоу в Москве о карельском языке. Пока одни ищут врагов, другие возрождают традиции и сохраняют карельскую культуру.
Что такое кююккя и из чего делают кантеле — выяснила корреспондент «АиФ. Карелия».
Городки из деревни
В посёлке Ляскеля в седьмой раз прошёл турнир по игре кююккя. Это карельские городки. Для того чтобы сразиться в меткости, игрокам нужны небольшая площадка, деревянные биты и рюхи — это как раз те самые чурки, которые нужно выбить с площадки.
«Кююккя — это моя любовь. Несколько лет назад я попробовала — и всё, меня затянуло, я просто влюбилась в этот вид спорта. У нас есть Федерация городошного спорта Карелии, я написала заявление и теперь играю в команде «Ред Хилл», — рассказала Татьяна Плюхина из Сортавалы.
Команды выезжают на соревнования в районы республики и за её пределы. Чемпионы Карелии — «Ред Хилл» из Сортавалы — подтвердили свой титул и увезли первый приз с турнира.
В Ляскеля Виталий Климовцев собрал две команды взрослых, их он тренирует по вечерам, а также детскую сборную из местных школьников.
«У меня два состава «Силы Ляскеля» и команда «Ладога». И привлекаю детей, чтобы молодёжь занималась спортом. Биты нам изготовил мастер из Петрозаводска Павел Воробей, а рюхи подарила администрация Питкяранты, — рассказал активист Виталий Климовцев из Ляскеля. — Биты по-разному весят, каждый выбирает свой вес. У меня 2,2 кг, например. Самая тяжёлая — 3,2 кг, самая маленькая — 1,1 кг».
«Биту в руки — кююккя в школу» — под таким девизом сейчас живёт молодёжь в Ляскеля. И если взрослые игроки искали правила в Интернете, поскольку традиция была утеряна, то молодому поколению уже есть кому их рассказать.
Все шли на праздник в одну деревню и обязательно там устраивали турнир по кююккя.
«Кююккя — прекрасная игра, она не требует какой-то особой подготовки, проходит на свежем воздухе, в неё играли всегда деревнями. Все шли на праздник в одну деревню и обязательно там устраивали турнир по кююккя. Мы очень рады, что в Ляскеля нашёлся активист Виталий Климовцев, который собрал команды: они выезжают на турниры, у нас кипит спортивная жизнь и возрождаются традиции», — рассказала руководитель культурного муниципального учреждения «Мозаика» Марина Шишковата.
Звучание республики
Пока в карельских посёлках играют в кююккя, в Петрозаводске играют на кантеле. В Петрозаводской консерватории благодаря гранту Российского фонда культуры и нацпроекту «Культура» прошёл «Марафон кантелистов — 2024». Получился настоящий праздник для музыкантов и поклонников этого легендарного символа республики.
Ансамбль кантелистов Sadakieli СШИ РК с коллективами и солистами из Петрозаводска, Мурманска, Кондопоги, Медвежьегорска, Шелтозера, Ильинского и Пряжи стали участниками большого музыкального фестиваля. В программе мероприятия были и мастер-классы, и творческая лаборатория, и репетиции сводного оркестра, и гала-концерт в Петрозаводской консерватории.
А спустя несколько дней в детской музыкальной школе № 1 им. Г. Синисало прошёл III Межрегиональный конкурс исполнителей на кантеле.
«Это уникальное событие собрало кантелистов всех возрастов и разных уровней подготовки. Участниками стали солисты и коллективы из различных уголков Карелии, а также из регионов России, где ведётся преподавание исполнительства на кантеле, — рассказала организатор конкурса, преподаватель по кантеле, музыкант и композитор Елена Магницкая. — В Год семьи символичными стали выступления семейных коллективов, в инструментальном составе которых есть разные виды кантеле. Развитию будет способствовать появление новой номинации конкурса, созданной для композиторов, сочиняющих музыку для нашего национального инструмента».
Кантеле — карельский национальный инструмент. Тем не менее купить его в музыкальном магазине невозможно. Его делают только на заказ. В Петрозаводске работает одна мастерская, в которой можно приобрести инструменты с разным количеством струн.
«Кантеле мы делаем в основном из ели, её в Карелии достаточно. И эта древесина имеет серебряный оттенок звука, — рассказал мастер Андрей Смолин. — А также мы работаем с ольхой — такие кантеле имеют приятный женский голос. Струны используем металлические. На старинных кантеле это были жильные струны или те, что делали из конского волоса».
Мастерскую Андрея знают не только в Карелии и в России, но и далеко за пределами нашей страны. А главная цель мастеров и музыкантов — чтобы национальный инструмент звучал как можно чаще.