Примерное время чтения: 4 минуты
421

Самый американский симфонический оркестр России выступает в Карелии

И среди его исполнителей, уже который год блистает Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии, давно уже ставший одним из брендов города на Онего.

И пока не смолкают аплодисменты публики, у нас есть возможность рассказать об удивительной истории этого коллектива, начавшейся в далеком 1933 году.

В этом году из Америки в Петрозаводск приезжает 23-летний финн Карл Раутио. За плечами у парня - музыкальный колледж Калифорнийского университета, работа в разных оркестрах США, первые пробы в написании собственной классической музыки. Власти Карельской автономии радушно принимают переселенца.

В 1933 году руководители республики принимают решение:

«В целях удовлетворения возрастающих запросов широких масс трудящихся в области художественной культуры и в целях усиления работы по музыкальному обслуживанию города Петрозаводска и ближайших районов и с целью подготовки национальных музыкальных кадров о создании Симфонического оркестра радио Автономной Карельской ССР».

Выполнять это ответственное поручение партии и правительства было доверено Карлу Раутио. Но, надо признать, что композитор на тот момент исполнял лишь общее руководство, а непосредственным создателем оркестра стал его коллега Леопольд Теплицкий. И эта страничка в биографии Карельского симфонического оркестра по-настоящему уникальна: в ней сплелись и сумасшедший успех и трагедия многих судеб.

«Отец-основатель» оркестра Леопольд Яковлевич Теплицкий был легендарной личностью. Окончив Харьковское музыкальное училище и Ленинградскую консерваторию, он по командировке Наркомпроса побывал в Америке, где изучал джаз и музыку немого кино. Вернувшись в Ленинград, Теплицкий организовал «Первый концертный джаз-бэнд». Но «музыка толстых» не пришлась по вкусу не только М. Горькому, но и всей советской власти. «Джазбандиста» в 1930 году отправляют «исправляться» на строительство Беломорканала. Через два года музыкант был досрочно освобожден, но в Ленинград ему путь был заказан, и Теплицкий остался в Петрозаводске.

Удивительно, но до сих пор музыканты используют в своей работе джазовые композиции, ноты которых были привезены Теплицким из Америки. А произведения Леопольда Теплицкого входят не только в программы концертов карельских музыкантов, но исполняются на международных фестивалях и конкурсах.

Но самое страшное было впереди. Наступил кровавый 1938 год, который не обошел стороной и коллектив оркестра. Из докладной записки директора Дома народного творчества: «...оркестр был доведен до 42 человек, но благодаря отсутствию внимания к подбору кадров в оркестр пробрались не нужные нам люди, которые в июле месяце были разоблачены органами НКВД. Из 42 оркестрантов осталось 22 человека и то 5 чел. из них вызывают сомнения…».

И все-таки музыканты работали. В 1941 году коллектив, уже получивший статус республиканского оркестра, готовится к Декаде карело-финского искусства в Москве, но эти планы нарушает война. Многие артисты уходят на фронт, записываются в концертные бригады, служат на трудовом фронте. С Победой все, кто выжил, возвращаются в Петрозаводск.

В 1946 году оркестр вновь возглавляет Леопольд Теплицкий, увеличивая его состав до 47 исполнителей. Вновь с русской и карельской классикой звучат оранжированные им джазовые композиции.

Филармония
Филармония Фото: Карельская государственная филармония

Шло время, сменялись музыканты, дирижеры и репертуар. Но иногда, симфонический оркестр Карельской филармонии вспомнит свое джазовое «детство»: как на этот раз, в рамках фестиваля, готовясь в Ночь музеев исполнить составом группы своих ударных инструментов "Ритм non stop".

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах