Примерное время чтения: 7 минут
398

Театральный шабаш. Какие сюрпризы преподнесет «Онежская маска»

Виталий Голубев / Из личного архива

27 марта в Петрозаводске наградят лауреатов высшей республиканской театральной премии «Онежская маска». Жюри просмотрит тринадцать спектаклей прошлого театрального сезона и выберет победителей в двенадцати номинациях. В преддверии церемонии председатель Союза театральных деятелей Карелии Снежана Савельева рассказала о театральной сцене Петрозаводска и поделилась взглядом на современного зрителя.

Без тумб и речей

Антон Соловьёв, «АиФ – Карелия»: Снежана Геннадьевна, чем примечательна нынешняя «Онежская маска»?

Фото: Из личного архива/ Снежана Савельева

Снежана Савельева: По принципу проведения и концепции – а она заключается в объединении артистов всех театров города – она будет вполне традиционна. Единственное, в Год театра мы решили провести церемонию вручения премий на сцене Музыкального театра. Но апофеоза и официоза не будет. Без тумб, речей и собраний. Оставим церемонию таким же капустником и бесшабашным действом, как и прежде. Но на большой сцене. Балетмейстером-постановщиком церемонии выступит заслуженный артист Карелии, балетмейстер Олег Щукарев. Да, ещё по решению оргкомитета и правления Союза театральных деятелей мы решили добавить ещё одну номинацию, но называть её не буду. Это сюрприз, о котором станет известно только 27 марта.

- Но о претендентах на премию пока говорить не стоит.

- Нет, конечно. Жюри будет смотреть спектакли целую неделю. Принцип его формирования, кстати, остался тем же. Артист от каждого театра, наши театральные критики и, по традиции, место председателя жюри займёт приезжий театральный критик.

- Вы упомянули Год театра. Он повлиял на театральную жизнь города?

- Курсы, театральные школы, театральные ПТУ, фестивали, гастроли – у Союза театральных деятелей России много проектов. Если заглянуть на интернет-сайт Союза, то можно увидеть, что событий очень много. Но как всё устроено? Правительство помогает Союзу театральных деятелей в Москве, а он уже поддерживает регионы. В Петрозаводске, конечно, другой масштаб, но мы не отстаем. Поэтому я не могу сказать, что ничего не происходит. Происходит – и фестивали, и театральная школа «Твой выход», и мастер-классы, и новые постановки, и международные театральные проекты...

Жизнь кипит

- Нет ощущения, что театральная жизнь Петрозаводска держится за счёт приглашённых режиссёров и полученных грантов, а не за счёт собственных ресурсов?

- Так а откуда собственные ресурсы-то брать? Штат сокращают, бюджет урезают, дотации минимальные. Благодаря грантам и живем, в основном. Если бы не они, я не знаю, как театры существовали бы. Отличная идея Союза театральных деятелей России, так называемые обменные «Большие гастроли». В прошлом году все наши государственные театры побывали на гастролях в других городах. К нам, наконец, приезжают столичные театры, с хорошими спектаклями.

- То есть развитие есть?

- Конечно, жизнь театральная кипит. Артисты Петрозаводска не варятся в собственном соку, а снимаются в кино, сотрудничают в постановках других театров города. К примеру, актёры Национального театра играют в нашем Ad LIBERUM в спектакле «Не покидай меня». Или в новом спектакле «Поэты. Про это», поставленном на сцене «Творческой мастерской», задействованы артисты из трех театров. То есть движение идёт.

- Но вам не кажется, что некоторые постановки просто отрабатывают гранты?

- Нет, не кажется. Спектакль может получиться или не получиться не потому, что он поставлен на грантовые деньги или за счет собственных средств. Допустим, режиссёр ставит не первый спектаклей в театре, актёры уже знакомы со стилем его работы, взглядами на мир и профессию. Беспроигрышный вариант. Другой сценарий – режиссёра приглашают в первый раз, «кот в мешке». Звёзды не сходятся, актёры с ним не срабатываются, результат непредсказуем. Хотя, второй вариант, по нынешнем временам, уже маловероятен – интернет нам в помощь, директора знают кого приглашают.

Не давить, а предлагать

- Театры не стали подстраиваться под вкусы зрителей?

- Театр должен держать планку. И театры планку не занижают. Да, в девяностые они подстраивались под зрителя и искали кассовые пьесы, беспроигрышные варианты, комедии, к примеру. Сейчас комедии тоже в фаворе у зрителя, но и драмой его не напугать. Я вижу это по петрозаводской сцене. И зритель ходит.

- Ходит, но он понимает, что ему говорят со сцены?

- Взрослый зритель – да. А вот подростковая аудитория, к сожалению, не всегда. Тестовая образовательная программа, клиповое мышление. Им сложно воспринимать, к примеру, классическую драматургию. Поэтому режиссеры ищут такие способы воплощения пьесы, чтобы юному зрителю было не только интересно, но и понятно то, о чем ему говорят со сцены. Спектакль «Сказка о попе и о работнике его Балде» Национального театра – яркий тому пример.

- Вы не замечаете, что многие постановки производят впечатление только за счёт литературной основы, а вклад собственно театра оказывается минимальным?

- Постановка не произвела бы на вас впечатления, если бы не написал художник, если бы не сочинил композитор и если бы не придумал режиссёр, какая бы литературная основа в ней не была. Это не радиотеатр. Во всяком случае в нашем городе я не замечаю такой тенденции. Тому подтверждением служит тот факт, что наши театры становятся лауреатами премии «Золотая маска».

- И они, наши театры, конкурируют на равных, скажем, с московскими театрами?

- Абсолютно. У нас очень хорошие и профессиональные театры. И постановки с каждым годом всё лучше, лучше и лучше. Ушла тенденция поставить спектакль на скорую руку и собрать кассу или поставить «политический заказ». Театр ставит то, что он хочет, говорит о том, о чем считает нужным сейчас. Он не учит – он просвещает. Не давит нравоучениями, а предлагает выбирать свою точку зрения.

Одна семья

- История вашего театра Ad LIBERUM всё ещё на слуху. Его создание не было политическим жестом?

- Отчасти. С пылу, так сказать, с жару. Но по большому счёту мы просто не могли расстаться. Мы ведь стали одной семьёй пока работали в «Масках». И как так, просто разъехаться и потерять друг друга? Это не укладывалось в голове. Поэтому мы так семьёй и живём. В следующем году будет десять лет, хотя нам пророчили года два-три.

- Получается, что театры могут быть не обязательно государственными?

- Мы существуем, и это служит подтверждением тому, что могут. И театров, подобных нашему, по стране не так уже и мало.

Досье
Снежана Савельева – председатель Союза театральных деятелей Карелии, заслуженный артист республики. Художественный руководитель и главный режиссёр Негосударственного авторского театра Ad LIBERUM. Закончила Театральный институт имени Щукина, режиссёр драматического театра. Любит живопись и скульптуру, а среди творческих методов предпочтение отдаёт абсурду и клоунаде.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах