13 марта один из основателей Театра драмы РК «Творческая мастерская», заслуженный артист России, народный артист Карелии Владимир Мойковский отметил семидесятилетний юбилей.
Владимир Игоревич родился 13 марта 1947 года в Ленинграде в семье служащих. В 1969 году окончил актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Вся творческая жизнь артиста связана с Карелией. Сразу после окончания института Владимир Мойковский вместе с супругой Людмилой Зотовой был зачислен в труппу Государственного Русского драматического театра Карельской АССР, где проработал вплоть до 1988 г., а затем в жизни юбиляра началась новая эпоха.
Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»: Владимир Игоревич, познакомилась с вашей биографией: один театр, одна супруга…Вы такой постоянный во всем?
Владимир Мойковский: Пусть зрители думают, что я такой постоянный. А вообще я нормальный. Этот список «постоянств» можно продолжить: у меня одна дочка и одна внучка. Да, женат был один раз. Как-то так получилось. Познакомились с Людмилой в институте, учились на одном курсе. Поженились такие молодые…Как правило, такие браки часто распадаются, а нам вот удалось прожить столько лет вместе. Любовь это. Мы любили друг друга. Ох, как мне ее не хватает, моей Людки. Очень не хватает. Никак не могу очухаться от этой потери. Вы знаете, она ведь хорошие стихи писала. А у меня с рифмой вообще никак. Я только одно стихотворение написал за всю жизнь:
На все наплевать,
Ничего не боюсь.
Люблю я тебя,
На тебе и женюсь.
Вот и исполнил свое обещание на втором курсе.
Без компромиссов
- Двести ролей, почти полвека на сцене, и сейчас пришли с репетиции нового спектакля… Ощущаете свой возраст?
- Иногда ощущаю свой возраст, иногда вообще нет. Ощущаю тогда, когда устаю, когда что-то не нравится. Вы понимаете, пожилые люди более сварливые, более придирчивые и к себе, и к окружающим. Все со мной происходит как со всеми. Если раньше легко шел на компромисс, то сейчас уже совсем не хочется. Потому что, если ты идешь на него, значит, ты врешь хотя бы сам себе. Это сложный вопрос. Ведь и без компромиссов невозможно, мы же в обществе живем. Признаюсь, что с возрастом ты не становишься лучше. Только в профессии появляются уверенность и опыт.
Искусство на подсознании
- В чем для вас заключается актерский опыт? Какой результат вам важен в спектакле?
- Главное, сыграть достойно роль. Зритель, придя на спектакль, должен получить удовольствие. А это самое театральное удовольствие можно получать и от серьезной вещи, не только от комедии. Это же человеческая история на сцене всегда. Зритель, так или иначе, но сравнивает ее со своей жизнью. Насколько важно быть честным, не предавать, и еще много вопросов решает человек, сидящий в зале, несознательно. Это все приходит к нему на подсознании. Очень важно и сразу понятно, что зрителю нравится то, что происходит на сцене. Он как бы проникает в спектакль. Тогда и происходит слияние актеров и зрителей. И мы живем одной жизнью. Зритель теперь, конечно, другой. Отличается тем, что не очень «тронутый», не такой интеллигентный, молодой, что ли. Раньше как-то более подготовленные приходили в театр, больше видели, больше читали. Сейчас интересно наблюдать со сцены то, что к нам на спектакли приходят парами. Сидят, держат за руку друг друга. Приятно смотреть на влюбленных людей. А лучше любви ничего и не может быть!
- Одним из главных спектаклей в вашей театральной жизни можно назвать «Завтра была война». Именно с него начался новый театр в Карелии. И вы были одним из его основателей. Что помогало вам?
- Дружба. Мои друзья. Мы смотрели с ними в одну сторону. Мы одинаково оценивали жизнь, у нас были одни взгляды на проблемы. Мы были очень созвучны друг другу. Почему получился этот спектакль? Наше поколение много знает о войне. У каждого из нас родные воевали, и мы все пережили так или иначе войну. Кто-то родился во время войны, кто-то провел военное детство, у кого-то воевал отец, брат, дядя и т.д. Спектаклем «Завтра была война» мы отдавали свой долг родным. Первый раз мы играли этот спектакль в Доме актера. Выходили на сцену с книжками, в которых были вклеены фотографии наших родных на войне. Это помогало нам прожить ту историю. Не у всех из моих коллег и друзей отцы вернулись с фронта. Например, у Олега Белонучкина отца-летчика уже в 1945-м в Польше убили. Не успел доехать домой.
- Спектакли про войну - это самые сложные спектакли?
- Нельзя так сказать, что спектакли про войну самые сложные. Любой спектакль сложный. Просто молодое поколение не может сыграть так, как это было на войне. Они смотрят фильмы, да, они что-то читали, но они уже далеко-далеко от той войны. Вы знаете, когда мы ставили наш спектакль, в театре Русской драмы тоже были военные постановки. Помню, когда еще служил в том театре, меня вызвал главный режиссер и настойчиво рекомендовал не дружить с Белонучкиным… Я тогда ответил: с кем дружить, кого любить, с кем спать - я сам буду решать. Больше у меня ролей не было… А затем придумали аттестацию актеров. Мы даже не стали ее проходить, написали заявления и ушли. Ушли в никуда. И именно этот спектакль, наша дружба помогли нам не распасться. Помог тогда нам очень СТД Карелии, очень выручил Союз. Вот так и организовали театр. Играли потом и другие спектакли, сами распределяли роли: я был завтруппой. Кто-то из актеров совмещал роли в спектаклях с ролями администратора (им был у нас Геннадий Залогин), костюмера и т.д. Потом нашу банду возглавил Петров. Я помню спектакль по Айтматову «Плаха». Мы тогда сыграли его, и в советское время прозвучала на сцене религиозная тема! Много успешных, хорошо поставленных работ было с Тупиковым.
- В кино роли предлагали? Знаю, что есть актеры из вашего театра, которые постоянно снимаются.
- Да, предлагали. И я снимался. От последней роли в очередной серии «Улицы разбитых фонарей» отказался. Это очень утомительный процесс, смена по двенадцать часов. Наверное, интересно сниматься у мастера кино, например, у Никиты Михалкова. Он для меня - мастер, очень мне нравятся его работы. Хотя последний фильм - продолжение истории «Утомленные солнцем» - не произвел на меня впечатления. Нельзя войти в одну и ту же воду дважды…