В Петрозаводске завершился конкурс на звание лучшего учителя года и города. На протяжении двух с лишним недель преподаватели школ и воспитатели детских садов не только состязались в педагогическом мастерстве, но и оттачивали учительские навыки.
Добровольно, не принудительно
Старт конкурсу был дан в начале месяца, а ближе к концу – 22 марта – во Дворце творчества Петрозаводска прошла церемония награждения лауреатов педагогического состязания. Из 42 участников в финал по шести номинациям прошли 12 учителей и воспитателей. Среди тех и других жюри выбирало лучших из числа как опытных, так и начинающих педагогов.
Конкурсом было предусмотрено ещё две номинации. Одна – «Специалист года»: выбирали среди педагогов-психологов, социальных педагогов и учителей-логопедов. Другая – «Преподаватель-организатор ОБЖ». Как правило, учительское сообщество выдвигает победителя в этой номинации на участие в соревнованиях, которые проводит МЧС.
Примечательно, что участие в конкурсе на звание педагога года добровольное – от школ никого не выдвигают. Роль играет только собственное желание учителя поделиться своим опытом и пройти конкурсные испытания, которых, кстати, не так уж и мало.
«Участники конкурса должны были провести самопрезентацию, а основные испытания были связаны с проведением открытых уроков, – рассказывает директор Центра развития образования Петрозаводска Наталья Бурдюгова. – Затем в зависимости от номинации педагоги организовывали мастер-классы и классные часы, а также проводили разговор с родителями и представляли творческий проект».
Идеи и воплощения
Одним из финальных заданий конкурса стало педагогическое эссе. Учителям предстояло порассуждать на бумаге на темы профессионального роста и развития ребёнка, а также поделиться соображениями о современных родителях. Правда, из 12 финалистов о нынешних мамах и папах рискнул поразмышлять только один конкурсант.
«Главная мысль эссе, которая мне самой очень нравится – это определение успеха как преодоления трудностей, – рассказывает главный редактор журнала «Север» и член жюри Елена Пиетиляйнен. – И успешен не тот, кого поставили на пьедестал, а тот, кто сам до него добрался, преодолевая препятствия. И ещё одна мысль о том, что успешных и счастливых учеников может воспитать только успешный и счастливый учитель. А в целом все авторы эссе рассуждают правильно в профессиональном смысле, но уровень литературного воплощения у всех, конечно, разный».
Последним испытанием стала разработка и презентация оригинального образовательного проекта. Конкурсантов разделили на три группы, они работали в командах. Одну из идей жюри отметило особо. Замысел педагогов заключается в создании интернет-портала, призванного решить проблему, с которой сталкиваются активные и способные ученики: отсутствие в одном месте сведений о конкурсах и олимпиадах, дистанционных курсах и дополнительном образовании, востребованных профессиях и университетах страны. Команда учителей-финалистов предложила не только разработать своеобразный агрегатор такой информации, но и оснастить его системой выявления предпочтений и рассылкой в личный кабинет.
Три недели конкурса дались его участникам непросто. В результате в номинации «Учитель года» победила учитель английского языка Державинского лицея Ирина Лебедева. Лучшей в номинации «Воспитатель года» стала инструктор по физической культуре детсада № 54 Наталья Пахомова.
Учитель начальных классов средней школы № 9 Екатерина Цой одержала победу в номинации «Педагогический дебют». В номинации «Воспитатель года. Дебют» лучшей стала воспитатель детсада № 93 Анна Вакулова.
Педагог-психолог Ломоносовской гимназии Елена Добровольская победила в номинации «Специалиста года-2019». А в номинации «Преподаватель-организатор ОБЖ» победу одержала педагог из гимназии № 17 Мария Коваленко. Лучшее эссе написала учитель начальных классов школы № 27 Надежда Яковлева.