В школах идут последние приготовления к началу нового учебного года. С каким настроением встречают учителя 1 сентября, почему необходимо пересматривать систему оплаты труда педагогов и какие действия предпринимают профсоюзы для решения проблем педагогического сообщества, в интервью «АиФ» рассказала председатель профсоюза работников образования и науки республики Евгения Макарова.
Странная методика
Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Евгения Даниловна, с чем мы начинаем новый учебный год?
Евгения Макарова: Учителя ответят на этот вопрос так: «С тревогой». Педагоги не знают, какая у них будет нагрузка и что их ждёт в будущем. В профсоюз в преддверии 1 сентября поступает множество вопросов, и я вижу, что сегодня больше всего беспокоит и настораживает педагогов. Самое главное – учителя сильно перегружены. Я учитель, 25 лет проработала в школе и прекрасно знаю, что такое вести 18 часов в неделю – по три урока в день. Тогда с детьми педагог – на крыльях, дети его видят и радуются вместе с ним, готовы осваивать новые формы и методы учёбы. Но когда в день шесть или семь уроков, то сил никаких уже не остаётся. Но ведь при работе на ставку учителя получают зарплату такую же, как технические работники. То есть 20 – 22 тысячи. Целевой показатель зарплаты, установленный указами президента, у учителя будет только в том случае, если он работает на полторы-две ставки.
Могут быть ещё стимулирующие доплаты, однако к педагогам сегодня предъявлены серьёзные требования. Прежде всего, необходимо сделать наше образование конкурентоспособным – Россия должна войти в десятку лучших стран. Педагоги должны внедрять новые методы обучения, замечать и развивать способных и талантливых ребят, создавать безопасную цифровую среду. В детских садах надо обеспечивать условиях раннего развития, а в профобразовании – внедрять ориентированные на практику и к тому же гибкие программы обучения. Половина учителей должны быть вовлечены в национальную систему профессионального роста. А при большой нагрузке разве можно такие задачи выполнить?
– Странная ситуация.
– Действительно, педагогическим работникам совершенно непонятна та методика Росстата, по которой рассчитывается средняя зарплата. А рассчитывается она на образовательную организацию, муниципалитет и регион. Если посмотреть на данные статистики за 2018 и 2019 годы, то картина прекрасная. По Карелии средняя зарплата учителей – 44,228 тысячи, в 2018 году было 34,272 тысячи. По официальным данным всё хорошо, но люди массово пишут письма и президенту, и в министерство образования. Например, у работающего на ставку учителя высшей категории зарплата – чуть больше 23 тысяч рублей.
– И что делать?
– Пересмотреть методику исчисления заработной платы исходя из тех выплат, что входят в структуру оплаты при работе на ставку.
Неравное распределение
– А что касается окладов?
– В районах оклады учителей – от 9 до 12 тысяч. Самые большие в Кондопожском – с 2019 года двенадцать с небольшим. За счёт чего установили такой оклад? Ежегодно в декабре отраслевой профсоюз в совместной работе с министерством издают рекомендации, но рекомендации, обязательные к применению. Они помогают правильно распределить тот фонд, который по нормативу поступает в каждое образовательное учреждение. И там установлено, что оклад – постоянная и гарантированная часть зарплаты – должен составлять 70% от фонда. Но в нашей республике такого нет практически нигде. В результате в коллективах возникает недопонимание, связанное с неравным распределением фонда заработной платы. Практика показала, что система оплаты труда, установленная после отмены единой тарифной сетки с 2009 года, далеко несовершенна и вызывает негативную реакцию тех, кто работает без лишней нагрузки.
– Какие шаги предпринимают профсоюзы?
– 16 сентября в Госдуме будут слушания по бюджету, профсоюзы подготовили требования изменения системы оплаты труда и пересмотра существующей методики расчёта средней зарплаты. Она непонятна, вызывает раздражение и тревогу. Как считают? Для кого считают? Ещё одно важное требование – индексация заработной платы. Она пока что не предусмотрена. Статус работника образования – это статус образования в целом. Власть наконец-то должна понять, что надо менять систему оплаты труда. Согласно программе-минимум нашего профсоюза, на федеральном уровне нужно установить базовые ставки и оклады. А программа-максимум говорит об установлении единых принципов государственных гарантий по оплате труда. Оклад должен быть не меньше двух МРОТ.
Больше половины учителей в школах – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Один-два молодых в лучшем случае. В университете мы готовим педагогические кадры, а в школах их нет.
– Чем оборачивается такая ситуация с оплатой труда учителей?
– Тем, что молодёжь в учителя не идет. Больше половины учителей в школах – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Один-два молодых в лучшем случае. В университете мы готовим педагогические кадры, а в школах их нет. И нет мужчин, в которых школы очень нуждаются. Более того, теперь многие учителя, доработав до педагогической пенсии, но способные ещё работать, стали уходить. Такого раньше не было.
Необъяснимые поступки

– Да, вопрос избыточной отчётности так и не решён. Есть масса документов, которые обязаны еженедельно и ежемесячно готовить учителя. В рекомендациях профсоюза, согласованных с министерством, указано: в должностных обязанностях учителя должно быть только участие в разработке учебных программ и ведение журналов и дневников учащихся в электронном виде. Всё. Такие обязанности необходимо прописать в коллективных договорах.
– Что ещё сегодня беспокоит педагогическое сообщество?
– Необъяснимые поступки со стороны власти. К примеру, в июне Александр Чепик внёс в Законодательное собрание законопроект в том числе по изменению поддержки педагогов на селе. Но ведь с 2005 года нормативные акты, которые переданы в ведение региона, не должны ухудшать положение тех, кого они касаются. Кроме того, 100% компенсацию оплаты коммунальных услуг мы прописали в законе об образовании. В 2016 году в республике уже пытались заменить льготу на фиксированную выплату, но мы этого сделать не позволили. В 2019 году снова попытались, и мы снова не дали – законопроект был внесён без согласования с профсоюзами, а это уже прямое нарушение Трудового кодекса.
– Но есть ли хорошие новости?
– Срывов начала учебного года не будет. Потому что впервые в республике на подготовку к учебному году пошли очень большие суммы – до 800 миллионов рублей, из которых 100 миллионов выделено на замену теплоузлов, утепление фасадов и новые окна. К тому же муниципалитеты получили деньги на устранение нарушений, которые нашли надзорные органы.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть