Мошенники идут в ногу со временем и придумывают всё новые способы отъёма денег у добропорядочных граждан. К примеру, осваивают новые технологии, чтобы нажиться на доверчивости и беспомощности наших земляков. Проблема столь обострилась, что в полиции создали целые отделы по борьбе с дистанционным и кибермошенничеством.
Миллионы и сотни тысяч
Ежедневно в Петрозаводске жертвой кибераферистов становится один-два человека, а по республике – два-три. Это в среднем. А в целом только за восемь месяцев 2018 года в городе возбуждено 380 уголовных дел по дистанционному мошенничеству. Ещё более 230 фактов зарегистрировано в районах. Динамика – неутешительная. Год от года число таких преступлений растёт. Растут и объёмы денежных средств, которые аферисты отнимают у граждан на расстоянии.
- В текущем году были зарегистрированы беспрецедентные суммы, которыми удалось завладеть мошенникам, – рассказал Виктор Тупицын, начальник полиции и заместитель начальника УМВД России по Петрозаводску. – Так, жительница Петрозаводска весной этого года перевела мошенникам более 1 миллиона 800 тысяч рублей. А в августе петрозаводчанка, поверив аферистам, лишилась пяти миллионов рублей. Обе потерпевшие перевели деньги, рассчитывая получить денежные компенсации за ранее приобретённые БАДы (биологически активные добавки – прим.ред.).
Надо сказать, чересчур доверчивые петрозаводчанки существенно подпортили петрозаводскую статистику. Не переведи они столь внушительных сумм мошенникам, общая сумма ущерба составила бы 14 с лишним миллионов рублей. А так – больше двадцати. В целом же граждане лишаются от нескольких тысяч до нескольких десятков и сотен тысяч рублей.
Доверительные беседы
Как жуликам удаётся облапошить петрозаводчан, да ещё и на такие немыслимые суммы? Странно, но особой изобретательности лихие люди из сети или на том конце провода не проявляют. Скорее паразитируют на финансовой и компьютерной безграмотности пенсионеров и готовности нашего человека всегда прийти на помощь.
Так, престарелым людям, покупавшим БАДы и лекарства по почте, аферисты предлагают получить компенсацию. А в итоге старики, сами того не подозревая, переводят мошенникам кругленькие суммы. Другой способ удалённого мошенничества – звонки по телефону. Жулик представляется другом или близким знакомым, который попал в ДТП или совершил серьёзное правонарушение. И теперь ему – по легенде аферистов – срочно требуются деньги, чтобы откупиться от сотрудников ГИБДД или полиции.
Впрочем, мошенники не только осваивают современные технологии, но и держат руку на пульсе времени. Среди преступных новшеств – перерасчёты пенсий, связанные с широко обсуждаемой пенсионной реформой, рассказал Вячеслав Соснин, начальник отделения по раскрытию мошенничеств, совершённых дистанционным способом.
Схема такова. Аферисты звонят пенсионеру и представляются сотрудниками пенсионного фонда. Рассказывают, что людым пенсионного возраста положен значительный перерасчёт пенсии, а потом предлагают пройти к банкомату и перевести деньги с якобы специального счёта на свой – заметьте! – счёт. Казалось бы, раз на свой, то и беспокоится нечего. Ведь так всё выглядит правдоподобно. Однако в ходе беседы мошенники ненароком получают из уст доверчивых собеседников доступ в их личный кабинет. И всё. Пиши пропало.
- Буквально вчера (11 сентября – прим. ред.) женщине 1945 года рождения позвонил неизвестный и предложил сделать перерасчёт пенсии, – приводит свежий пример Вячеслав Соснин. – В итоге пенсионерка лишилась 30 тысяч рублей.
Есть ещё целый ряд преступных схем. Аферисты пишут пользователям социальных сетей с фальшивых страниц и просят одолжить деньги. Или рассылают sms-сообщения о блокировке банковской карты или о списании денег. Или создают дубликаты официальных сайтов пансионатов и домов отдыха. Или завладевают данными банковских карт при покупке и продаже товаров через интернет.
География афёр
Раскрыть дистанционные мошенничества крайне трудно. Из 380 преступлений такого рода, совершённых в нынешнем году, раскрыто только 26. Лишь три уголовных дела сотрудники петрозаводской полиции передали в суд, но ни один приговор ещё не был оглашен.
Во-вторых, мошенничество поставлено на поток. Озвученные данные по числу таких преступлений говорят сами за себя.
В-третьих, обнаружение кибермошенников затрудняет целый ряд технических сложностей с одной стороны и превентивных мер, предпринимаемых преступниками, с другой. Как правило, они звонят из движущегося автомобиля и никогда долго на одном месте не задерживаются. А данные для открытия счёта аферисты запросто получают у маргинальных граждан. Разумеется, у такого контингента добиться потом чего-либо вразумительного – дело едва выполнимое. Когда же – после запутанной и многоступенчатой процедуры – деньги оседают в электронных кошельках, распутать электронный клубок оказывается практически невозможным.
Исправить ситуацию – в силах самих людей. Молодые люди и люди зрелого возраста, которые лучше разбираются в современных платёжных системах, должны поговорить с бабушками и дедушками. Доходчиво объяснить, что ни под каким предлогом и ни при каких обстоятельствах не следует вступать в разговоры с неизвестными людьми. Кем бы те не представлялись. А сотрудники финансовых учреждений должны внимательнее относиться к престарелым людям, если те намерены сделать подозрительный перевод. Ведь очевидно, что пенсионеры – не самые активные пользователи электронных кошельков и платёжных систем.