aif.ru counter
112

Простая экономика. Как бизнес может помочь власти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ - Карелия" №43 26/10/2016

Серьёзная проблема карельской экономики - неразвитость структур, которые защищали бы и лоббировали интересы бизнеса. Пожалуй, на данный момент в информационном поле заметна только работа бизнес-обмундсмена Елены Гнетовой, которая откликается на жалобы предпринимателей, оказывает им информационную и юридическую поддержку. Однако Гнетова действует именно как своего рода пожарная служба, выезжающая на место ЧП и принимающая меры для ликвидации возникшей проблемы.  Системной же работой по созданию в Карелии благоприятного делового климата должны заниматься иные структуры, объединяющие предпринимателей, и прежде всего - карельское отделение РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей).

Заслужим ли репутацию?

Эта организация - своего рода профсоюз бизнесменов, созданный еще в начале 90-х годов прошлого века. Цели у него такие же, как и у всех прочих профессиональных объединений - взаимная поддержка членов, объединение усилий при отстаивании интересов бизнеса в диалоге с властью, создание благоприятного делового климата. На федеральном уровне РСПП  - мощная и влиятельная организация, которая объединяет тысячи крупнейших российских   промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах страны. Очень многие решения российской власти, выгодные для бизнеса, были приняты благодаря усилиям РСПП, который из-за широкой сети своих региональных представительств зачастую лучше, чем чиновники, владеет ситуацией на местах.


Аналогичным образом работают и региональные представительства РСПП, чья деятельность, помимо всего прочего, всегда несёт и дополнительную нагрузку - привлечение в регион инвестиций.  Дело в том, что в этой деятельности есть одна существенная деталь, которая никак не формализована, но способна оказать огромное влияние на поступление инвестиций: та неформальная репутация, которая складывается у региона  в  российских бизнес-кругах. Чиновники могут рисовать красивые презентации, говорить самые правильные слова, протоптать дорожку в высочайшие кабинеты, но если деловые круги уверены, что в данном регионе работать не стоит, то никакого инвестиционного бума ожидать не приходится. И, наоборот: если регион сумеет заслужить репутацию перспективного и интересного, то деньги на территорию будут приходить почти независимо от деятельности госвласти. И именно региональные Союзы промышленников и предпринимателей  - это те неформальные клубы по интересам, которые во многом и создают репутацию территории. Если таковой Союз активно работает, проводит различные мероприятия, выступает с громкими инициативами, поддерживает своих членов, то эта живость и динамика привлекают внимание, а вслед за интересом и установлением деловых контактов тянутся и конкретные бизнес-предложения. Если же деятельность Союза формализована, никакой творческой активности объединение не проявляет, и вся работа, главным образом, сводится к периодическим участиям в правительственных совещаниях, то и интерес и к этому Союзу, и к инвестициям в регион у бизнесменов со стороны будет минимальным.

Почему не в нашу пользу?

Как правило, есть четкая закономерность между инвестиционной привлекательностью региона и активностью работы местного Союза промышленников и предпринимателей.
Так, согласно рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов за 2016 год, составленному АСИ (Агентством стратегических инициатив),  в первой десятке субъектов Федерации, куда стоит вкладывать деньги, оказались такие непохожие друг на друга регионы, как, с одной стороны, Татарстан, Москва, Краснодарский край, но с другой - Калужская, Владимирская области, республика Чувашия.  (Надо ли уточнять, что Карелия в этом рейтинге вновь оказалась где-то ближе к хвосту списка?)
Посмотрим, как работает калужский Союз промышленников и предпринимателей в сравнении с карельским Союзом промышленников и предпринимателей.  Анализируя только официальную информацию, выложенную на этих сайтах. С апреля 2016 года Союз промышленников и предпринимателей Карелии разместил на своей странице 10 информационных сообщений.  У калужских коллег - в полтора раза больше. При этом из 10 новостей карельского Союза 3 так или иначе касаются деятельности Трехсторонней комиссии (работодатели, профсоюзы и власти), посвященной зарплатам в регионе. Участие в этой комиссии для Союза обязательно, и соответствующая новость лишь своего рода юридическая галочка, подтверждающая присутствие этой организации на территории региона. Еще 4 новости - это перепечатки объявлений о конкурсах и мероприятиях, проводимых либо федеральным РСПП, либо на уровне Северо-Запада. И только оставшиеся 3 новости связаны с экономическим развитием региона.  Главным образом это  участие в заседаниях правительства.
У калужского отделения  из  15 новостей, опубликованных на сайте,  2 также связаны с работой Трехсторонних комиссий.  Это, как уже отмечалось, официальная ноша, от которой никуда не деться. Но зато остальные прямо увязаны с повседневной жизнью региона - открытие новых предприятий, участие в торжествах, посвященных юбилею старейших предприятий, участие в российско-белорусской конференции, разработка мер по упрощению трудоустройства в Калужской области приезжих из иных регионов, предложения по совершенствованию охраны труда. 
Разница, как говорится, налицо. При всем этом Калужский СПП еще не самый активный в России. Если анализировать информацию о работе Санкт-Петербургского Союза (на который, как на соседей, имеет смысл равняться Карелии) и сравнивать её с активностью нашего Союза, то становится совсем грустно.

Кто подставит плечо? 

Возможно, выбранный метод сравнения - анализ интернет-сайтов -  и не самый правильный.  Возможно, карельский Союз промышленников и предпринимателей работает гораздо активнее и плодотворнее, чем это отражается в интернет-пространстве. Просто врожденная скромность не позволяет его руководителям хвастаться своими успехами и результатами.  Однако в таком случае им стоит оперативно изменить принципы работы.  Как можно звать инвесторов в регион, в котором информационная активность местного профсоюза предпринимателей больше напоминает деятельность Политбюро ЦК КПСС?
В Карелии принято винить в недостатках нашей экономики республиканскую власть. И это, в общем, правильно. В конце концов, именно региональное правительство отвечает за положение дел в республике. Но надо понимать, что экономическая жизнь во многом не подвластна воле чиновников, и именно поэтому необходимо, чтобы свое плечо в нужный момент могли подставить и представители республиканского бизнеса. Формально у них есть для этого соответствующие структуры. Будут ли они наполнены современным и актуальным содержанием?  

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах