Серьёзная проблема карельской экономики - неразвитость структур, которые защищали бы и лоббировали интересы бизнеса. Пожалуй, на данный момент в информационном поле заметна только работа бизнес-обмундсмена Елены Гнетовой, которая откликается на жалобы предпринимателей, оказывает им информационную и юридическую поддержку. Однако Гнетова действует именно как своего рода пожарная служба, выезжающая на место ЧП и принимающая меры для ликвидации возникшей проблемы. Системной же работой по созданию в Карелии благоприятного делового климата должны заниматься иные структуры, объединяющие предпринимателей, и прежде всего - карельское отделение РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей).
Заслужим ли репутацию?
Эта организация - своего рода профсоюз бизнесменов, созданный еще в начале 90-х годов прошлого века. Цели у него такие же, как и у всех прочих профессиональных объединений - взаимная поддержка членов, объединение усилий при отстаивании интересов бизнеса в диалоге с властью, создание благоприятного делового климата. На федеральном уровне РСПП - мощная и влиятельная организация, которая объединяет тысячи крупнейших российских промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах страны. Очень многие решения российской власти, выгодные для бизнеса, были приняты благодаря усилиям РСПП, который из-за широкой сети своих региональных представительств зачастую лучше, чем чиновники, владеет ситуацией на местах.
Аналогичным образом работают и региональные представительства РСПП, чья деятельность, помимо всего прочего, всегда несёт и дополнительную нагрузку - привлечение в регион инвестиций. Дело в том, что в этой деятельности есть одна существенная деталь, которая никак не формализована, но способна оказать огромное влияние на поступление инвестиций: та неформальная репутация, которая складывается у региона в российских бизнес-кругах. Чиновники могут рисовать красивые презентации, говорить самые правильные слова, протоптать дорожку в высочайшие кабинеты, но если деловые круги уверены, что в данном регионе работать не стоит, то никакого инвестиционного бума ожидать не приходится. И, наоборот: если регион сумеет заслужить репутацию перспективного и интересного, то деньги на территорию будут приходить почти независимо от деятельности госвласти. И именно региональные Союзы промышленников и предпринимателей - это те неформальные клубы по интересам, которые во многом и создают репутацию территории. Если таковой Союз активно работает, проводит различные мероприятия, выступает с громкими инициативами, поддерживает своих членов, то эта живость и динамика привлекают внимание, а вслед за интересом и установлением деловых контактов тянутся и конкретные бизнес-предложения. Если же деятельность Союза формализована, никакой творческой активности объединение не проявляет, и вся работа, главным образом, сводится к периодическим участиям в правительственных совещаниях, то и интерес и к этому Союзу, и к инвестициям в регион у бизнесменов со стороны будет минимальным.
Почему не в нашу пользу?
Как правило, есть четкая закономерность между инвестиционной привлекательностью региона и активностью работы местного Союза промышленников и предпринимателей.
Так, согласно рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов за 2016 год, составленному АСИ (Агентством стратегических инициатив), в первой десятке субъектов Федерации, куда стоит вкладывать деньги, оказались такие непохожие друг на друга регионы, как, с одной стороны, Татарстан, Москва, Краснодарский край, но с другой - Калужская, Владимирская области, республика Чувашия. (Надо ли уточнять, что Карелия в этом рейтинге вновь оказалась где-то ближе к хвосту списка?)
Посмотрим, как работает калужский Союз промышленников и предпринимателей в сравнении с карельским Союзом промышленников и предпринимателей. Анализируя только официальную информацию, выложенную на этих сайтах. С апреля 2016 года Союз промышленников и предпринимателей Карелии разместил на своей странице 10 информационных сообщений. У калужских коллег - в полтора раза больше. При этом из 10 новостей карельского Союза 3 так или иначе касаются деятельности Трехсторонней комиссии (работодатели, профсоюзы и власти), посвященной зарплатам в регионе. Участие в этой комиссии для Союза обязательно, и соответствующая новость лишь своего рода юридическая галочка, подтверждающая присутствие этой организации на территории региона. Еще 4 новости - это перепечатки объявлений о конкурсах и мероприятиях, проводимых либо федеральным РСПП, либо на уровне Северо-Запада. И только оставшиеся 3 новости связаны с экономическим развитием региона. Главным образом это участие в заседаниях правительства.
У калужского отделения из 15 новостей, опубликованных на сайте, 2 также связаны с работой Трехсторонних комиссий. Это, как уже отмечалось, официальная ноша, от которой никуда не деться. Но зато остальные прямо увязаны с повседневной жизнью региона - открытие новых предприятий, участие в торжествах, посвященных юбилею старейших предприятий, участие в российско-белорусской конференции, разработка мер по упрощению трудоустройства в Калужской области приезжих из иных регионов, предложения по совершенствованию охраны труда.
Разница, как говорится, налицо. При всем этом Калужский СПП еще не самый активный в России. Если анализировать информацию о работе Санкт-Петербургского Союза (на который, как на соседей, имеет смысл равняться Карелии) и сравнивать её с активностью нашего Союза, то становится совсем грустно.

Кто подставит плечо?
Возможно, выбранный метод сравнения - анализ интернет-сайтов - и не самый правильный. Возможно, карельский Союз промышленников и предпринимателей работает гораздо активнее и плодотворнее, чем это отражается в интернет-пространстве. Просто врожденная скромность не позволяет его руководителям хвастаться своими успехами и результатами. Однако в таком случае им стоит оперативно изменить принципы работы. Как можно звать инвесторов в регион, в котором информационная активность местного профсоюза предпринимателей больше напоминает деятельность Политбюро ЦК КПСС?
В Карелии принято винить в недостатках нашей экономики республиканскую власть. И это, в общем, правильно. В конце концов, именно региональное правительство отвечает за положение дел в республике. Но надо понимать, что экономическая жизнь во многом не подвластна воле чиновников, и именно поэтому необходимо, чтобы свое плечо в нужный момент могли подставить и представители республиканского бизнеса. Формально у них есть для этого соответствующие структуры. Будут ли они наполнены современным и актуальным содержанием?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть