Глава Карелии Александр Худилайнен анонсировал сокращение числа госслужащих. В этот понедельник соответствующие предложения от министерств и ведомств должны быть отправлены губернатору. Скептики, впрочем, напоминают, что предыдущее сокращение чиновников, также инициированное из администрации главы региона, закончилось … ростом числа госслужащих.
Неудачный опыт
На прошлой неделе Александр Худилайнен поручил к 6 июня подготовить предложения по сокращению штата правительства региона и чиновников в республике.
«У нас, к великому сожалению, слишком много чиновников в органах государственной власти Республики Карелия. Несмотря на то, что мы с выделенным фондом оплаты труда на наших чиновников, который устанавливается Минфином РФ ежегодно, справляемся. Но общая численность у нас значительно превышена, что ставится упреком Минфином РФ, и президентом и правительством России. У нас в структуре правительства вакантных должностей не малое количество. Таким образом, мы постараемся войти в норматив», - заявил Александр Худилайнен.
Надо заметить, что сокращение числа чиновников одна из излюбленных тем для руководства региона. Принося в разгар очередного кризиса символическую жертву из числа самых социально-близких, власти как бы демонстрируют, что понимают все трудности, и едины с народом. Именно так действовал в кризис 2008-го года тогдашний глава Карелии Сергей Катанандов. Впрочем, без особого успеха. Пробовал однажды сокращать численность госаппарата и нынешний губернатор. В 2014-м году было заявлено о необходимости сократить в 2015-м году, как минимум, 5% госслужащих. Причиной были названы трудности с наполнением бюджета. Однако, по итогам, число региональных чиновников выросло, их стало больше на 67 человек. По данным Карелиястат, в 2013 году численность чиновников в органах региональной власти Карелии составляла 1121 человек, в 2015 (после попытки сокращения) - 1188. И, в общем, ничего удивительного. В частных беседах чиновники намекают, что рук для управления регионом у них не хватает.
«Это объясняется излишней бюрократизацией любых процессов в нашем аппарате управления. Бесконечные согласования, контроль за контролерами и прочее увеличивают и временные, и трудовые издержки. Как результат, вроде бы все чиновники действительно работают, их много, а со многими задачами власти не справляются. Поэтому для разрешения ситуации надо использовать опыт коммерческих предприятий – если рабочие на заводе не успевают на устаревших станках обрабатывать детали, то меняют сами станки, а только потом сокращают рабочих. Если, к примеру, для прохождения бюрократической процедуры требуется 3 чиновника, то надо её упрощать так, чтобы требовалось всего 2, а после этого уже можно провожать на пенсию того, кто освободился. Если же система управления не упрощается и не становится эффективнее, то любые сокращения бессмысленны, а может даже и вредны», - уверен Евгений Жирнель, заместитель председателя КарНЦ РАН.
Кто не нужен?
Между тем, проблема действительно существует. Если верить Росстату, то на Северо-Западе РФ Карелия по числу чиновников опережает даже такие регионы, как Калининград (здесь в органах региональной власти трудятся 776 человек), Мурманскую (775), Новгородскую (830) и Псковскую области (969). Но это если считать в абсолютных цифрах. Если же пересчитать количество госслужащих на душу населения, то выяснится, что если в Карелии на 10 тысяч жителей насчитывается 211 чиновников, то, к примеру, в Ленинградской области – всего 94.
«Вообще, борьба за сокращение чиновников у нас началась с 80-х годов прошлого века. Необходимость реформ в Советском Союзе обосновывали тем, что много бюрократов с огромными привилегиями. В результате к настоящему моменту чиновников у нас стало в 2 раза больше, чем было при советской власти»,- напоминает депутат ЗС РК Александр Степанов.
По его словам, в Карелии существуют целые ведомства и целые отделы в ведомствах, сокращения которых никто бы не заметил. Например, зачем нужны пресс-службы при каждом министерстве? Или тот же Конституционный суд Карелии, чья деятельность, как уверен Степанов, незаметна ни одному жителю региона.