В России появилась новая мошенническая схема: аферисты выдают себя за курьеров популярных магазинов, маркетплейсов и служб доставки различных товаров.
«Назовите четыре цифры»
Мошенники звонят людям и представляются сотрудниками онлайн-платформ или курьерами. Они сообщают о доставке уже оплаченного товара и просят подтвердить его получение. Если человек ответит, что ничего не заказывал, злоумышленники внушают ему, что это якобы подарок или сюрприз от знакомых. При этом аферисты могут обратиться к своей жертве по имени и фамилии, а также назвать адрес человека или место его работы. Эти данные мошенники могут получить, например, из социальных сетей.
Усыпив бдительность человека, они просят назвать код из СМС-сообщения или push-уведомления якобы для подтверждения даты и места вручения заказа. На самом деле в сообщении, которое приходит во время разговора, содержится одноразовый пароль от банка. Если назвать его посторонним, они смогут войти в интернет-банк человека и похитить с его счета деньги.
«В разгар рабочего дня мне позвонили с московского номера и сообщили, что на моё имя оформлен заказ из популярного магазина чая и кофе, в котором я действительно ранее оформляла доставку. На мой вопрос, от кого этот заказ, мне ответили, что подарок от организации, внутри будет лежать открытка, в которой всё указано, — рассказала Александра. — Меня это ничуть не смутило, потому что к нам в офис часто доставляют различные подарки и комплементы корпоративных клиентов. Собеседник уточнил, в какое время мне удобно получить заказ, затем назвал наш адрес и сказал, что в СМС отправлен код накладной, который я должна ему продиктовать. Мне пришло пуш-уведомление на смарт-часы, и, не открывая СМС, я назвала четыре цифры. Мы вежливо попрощались, пожелав друг другу хорошего вечера».
Стоит ли говорить, что курьер не приехал. Опомнившись, Александра открыла СМС, которое пришло от сервиса «Сравни», в сообщении указан код для входа или регистрации на портале и просьба никому его не сообщать.
«Этот сервис позволяет подать заявки на кредиты или вклады в банке, сравнить предложения и выбрать наиболее выгодное, — продолжает Александра. — Но я на нём никогда не была зарегистрирована, поэтому моих документов — паспортных данных, прав, СНИЛС — там нет. Я понимала, что мошенники не смогут похитить мои данные, не смогут оформить микрозаём или кредит, потому что нельзя провести идентификацию клиента с документами. Оставалась непонятной ситуация, как они могут мне навредить. Тем более что ещё весной я сделала самозапрет на выдачу кредитов».
На самом деле схема с высланным кодом — давно протоптанная дорожка. Если не удаётся похитить персональные данные и оформить кредит, то включается всем известная история с «безопасным счётом».
Позвонил якобы сотрудник Роскомнадзора, который сообщил, что недавно я назвала код мошенникам и теперь все мои деньги на банковских картах находятся под угрозой.
«Спустя время мне поступил звонок в новом мессенджере MAX, я его сбросила. Затем уже по мобильной связи с московского номера позвонил якобы сотрудник Роскомнадзора, который сообщил, что недавно я назвала код мошенникам и теперь все мои деньги на банковских картах находятся под угрозой. Необходимо срочно их перевести на безопасный счёт, — продолжает Александра. — Тут мне стала понятна вся схема, я положила трубку и заблокировала номер. Никаких негативных последствий у меня не было. Скорее, был положительный момент: поняла, что необходимо быть ещё более внимательной и всё перепроверять».
Звонок из химчистки
«Курьеры» могут звонить из популярных гипермаркетов, с почты, маркетплейсов и даже из химчистки.
«Мне позвонили и сказали, что моё одеяло постирано и они готовы отправить курьера, — рассказала Наталья. — Я действительно накануне сдавала одеяло в химчистку, вот только сотрудники меня предупредили, что заказов очень много, поэтому забрать его я смогу только через неделю. Понятно, что всякое бывает. Я уточнила, когда сможет приехать курьер. Как оказалось, он уже выехал, но мне это было неудобно. Я сказала, что сама заеду в химчистку после работы. За отмену заказа меня попросили назвать код, который они отправили по СМС».
Так история повторилась.
«При поступлении такого звонка немедленно прервите разговор, никому не называйте коды и пароли из сообщений, кем бы ни представился позвонивший. Настоящие сотрудники маркетплейсов не спрашивают персональные и финансовые данные своих клиентов. Чтобы избежать обмана, не размещайте личную информацию в социальных сетях и других открытых ресурсах — мошенники могут использовать её в своих схемах, чтобы быстрее войти в доверие своей жертвы», — пояснил начальник отдела безопасности Отделения-НБ Республика Карелия Северо-Западного ГУ Банка России Вадим Попов.
Подробнее о мошеннических схемах и как от них защититься можно прочитать на сайте Банка России.
Напомним, с 1 сентября россияне могут отказаться от спам-обзвонов или разрешить принимать звонки лишь от определённых компаний, для этого потребуется написать заявление своему оператору связи.