Примерное время чтения: 6 минут
396

Автобусный коллапс на пригородном направлении

Андрей Басов / Из личного архива

В пригородных и междугородних перевозках республики царит хаос и неразбериха. Пассажиры, придя на автовокзал или остановку, никогда не знают, смогут они попасть в пункт назначения или нет. В ситуации разбирались «Аргументы и факты».

Рейс задерживается

У справочной автовокзала на Чапаева скопилось несколько человек. Перерыв – с 14:10 до 14:20. На часах – 14:19.

Фото: Из личного архива/ Антон Соловьев

- Ну, что там она? Минуту выдерживает? А мы 30 минут выдержали. Что, дураки там стоят? Бараны, да, там стоят? – не скрывает своего возмущения крепкий мужчина лет шестидесяти.

- Девушка, автобуса нет 30 минут. Можно ответить нам? – усталым голосом спрашивает немолодая женщина.

- На Лучевое? – работница справочной неохотно отодвигает табличку с надписью «Перерыв».

- Да, на Лучевое.

- На Лучевое отходит уже, – механически отвечает сотрудница автовокзала.

- Так 30 минут уже стоим. Где он отходит? – удивлена женщина.

- Не знаю. Рейс задерживается, – огорашивает пассажиров девушка.

За сценой безучастно наблюдает сотрудник охраны. Кажется, картина ему до боли знакома и уже не может вызвать никакого интереса. Повозмущавшись ещё немного, все понуро расходятся.

Как хочешь, так и добирайся

автовокзала человек двадцать ещё не теряют надежды уехать в Лучевое. Рейс следует через станцию Шуйскую.

- На неделе несколько раз такое бывает. То отправление задерживают, то вовсе отменяют, – рассказывает Ида Дедова, дачница.

- В начале месяца утром мне нужно было в поликлинику, но ни один не пришёл, – дополняет собеседницу Ирина Лайдинен, тоже дачница. – Ни маленькие не пришли – коммерческие, ни большие не пришли – городские. Как хочешь, так и добирайся. Вообще, в том направлении – на Шую, на ММС – всегда – хоть зимой, хоть летом, хоть когда – не идут автобусы вовремя. Всегда опаздывают. Люди не знают, как уехать на работу. Стоят, ждут, ловят частников. Или такси приходится вызывать.

Тем временем по громкоговорителю объявляют, что автобус будет подан под посадку по прибытии машины.

- Так ведь машина уже давно прибыла, – с недоумением замечает Ида Петровна.

Откуда растут ноги

Звоним в приёмную автовокзала.

- Поломка машины, рейс отменён, – наверняка уже не первый раз повторяют на том конце провода. – Техника новая. Новая в кавычках, конечно. С ремонта выходит и снова ломается.

Но почему сложилась такая ситуация? В декабре прошлого года Андрей Хабибулин, директор государственной компании «Карелавтотранс», дал нашей редакции обстоятельный ответ на этот вопрос. Летом 2015 года министерство транспорта организовало конкурс. Организовало так, чтобы около полутора десятков местных перевозчиков остались не у дел, а на местный рынок перевозок пришла петербургская контора «Питеравто». По факту она монополизировала рынок, оставив, правда, ряд направлений «Карелавтотрансу».

Уже осенью 2015-го местная антимонопольная служба признала конкурс проведённым с нарушениями, а в апреле прошлого года тринадцатый арбитражный суд Петербурга объявил его результаты недействительными. И уже 10 июня 2017 года петербургские перевозчики разом ушли с рынка. Ушли, оставив почти половину пригородных и междугородних рейсов. К обслуживанию брошенных маршрутов удалось привлечь только некоторых из прежних местных перевозчиков. Отсюда и нехватка автобусов, и чрезмерная эксплуатация техники. Приводящая, известное дело, к задержкам и срывам рейсов.

А что сейчас?

Изменилась ли ситуация с декабря прошлого года? С таким вопросом мы снова обратились к Андрею Хабибулину.

- Ситуация постепенно выправляется, – говорит Андрей Робертович. – Массовых отмен рейсов уже нет. Отчасти помогли московские машины, которые столичные власти передали в Петрозаводск на пригородные маршруты. Передали безвозмездно. Теперь они принадлежат «Карелавтотранс-Сервису», государственному предприятию. Правда, они уже отъездили по десять лет. Поэтому техническое состояние оставляет желать лучшего. Подвеска, тормоза – всё это приходится ремонтировать.

Уже состоялся ряд конкурсов на обслуживание пригородных и междугородних маршрутов, но на ряд направлений никто просто не подал заявки.

Разумеется, после признания результатов конкурса 2015 года недействительными и ухода с местного рынка петербургских перевозчиков были подготовлены и объявлены новые конкурсы. Один из них идёт прямо сейчас. Но решит ли это проблему? Ведь многие местные перевозчики, работавшие ещё три года назад, просто ушли с рынка.

- Уже состоялся ряд конкурсов на обслуживание пригородных и междугородних маршрутов, но на ряд направлений никто просто не подал заявки, – подчеркнул Андрей Хабибулин. – Слишком мало пассажиров и плохие дорожные условия. Соддер, например. Или пассажиров может быть много, но дорога никуда не годится. Такая ситуация на суоярвском направлении.

Итоги одного из конкурсов – на 24 междугородних маршрута – будут объявлены 5 июля. Но, к примеру, Сергей Соловьёв, председатель профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, уверен, что примерно на 15 направлений никто заявки не подаст. По причине убыточности. А как решать уже эту проблему – большой вопрос.

Фото: Карелавтотранс

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах