Объемы дорожного строительства и горнопромышленного производства в Карелии заметно растут, но не без проблем. В частности, дымящиеся трубы асфальтобетонных заводов и пылешумовая завеса каменоломен вызывают недовольство жителей поселков, расположенных поблизости. Достичь компромисса удается не сразу.
Черный снег
Асфальтобетонный завод в поселке Ильинский на нынешней площадке работает с 2008 года. Ввиду сезонности дорожного строительства зимой он останавливается, но в остальное время из его единственной трубы постоянно валит густой дым. Сажа летит по округе, словно черный снег. В 2013 году межрегиональная федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору проверяла состояние почвы, но превышения допустимых норм не обнаружила. Между тем жители поселка винят в своих болезнях – в частности онкологических – асфальтовое производство, ведь другого здесь нет.
«Во-первых, без конца дымит труба – фильтры не стоят, – рассказывает житель Ильинского Андрей Кокку. – Во-вторых, для мазута сделаны емкости из бетонных плит под открытым небом. Они не герметичные, соответственно, он попадает в землю. Мимо протекает лесной ручей, рядом река Олонка – все это идет туда и потом в Ладожское озеро. В-третьих, по нормам до жилых домов расстояние должно быть не меньше 500 метров, но дома расположены ближе. Я не предлагаю завод закрыть – я предлагаю его перенести или хотя бы поставить фильтры и утилизировать мазут».
Не до фильтров
Асфальтобетонный завод в Ильинском – государственное предприятие. Принадлежит оно «Олонецавтодору», учрежденному министерством имущественных и земельных отношений РК. Как пояснил директор «Олонецавтодора» Александр Иванов, на заводе стоит водоочистка, однако когда дует сильный ветер, отходы производства все равно просачиваются в почву. В такие дни предприятие старается не работать, но сейчас у завода много заказов – идет активное строительство дорог по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». До конца сезона нужно успеть выпустить еще 500 тонн асфальта.
Систему очистки «Олонецавтодор» планирует усовершенствовать, но зимой – во время сезонного простоя. Что до соседства с жилой застройкой, то частные дома здесь начали строить не так давно. Вопрос к тому, кто выдавал разрешение.
Побудить учредителей предприятия к принятию мер можно, обратившись в надзорные органы. Как пояснила представитель Управления межрегиональной федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Маргарита Холодная, по вопросу загрязнения водоемов следует обращаться в Росприроднадзор и Роспотребнадзор, а по вопросу загрязнения земель сельскохозяйственного назначения – в Россельхознадзор. В любом случае обращение не останется без внимания.
Тишины хочу
Не меньше сельчанам досаждают предприятия горнопромышленной отрасли. Так, через поселок Элисенваара проходит дорога, по которой самосвалы возят щебень с карьера. Шум от большегрузов нарушает сельскую тишину, а пыль загрязняет воздух. Наслышанные о такого рода побочных эффектах, жители поселка уже на другом конце республики забили тревогу.
«В центре поселка Шальский Пудожского района собираются построить завод по обработке гранитных блоков, – говорит жительница Карелии Анна Евсеева. – Жители против, но их согласия никто не спрашивал. Проводили собрание жителей, обращались во все возможные инстанции от администрации Шальского поселения до главы республики. Получаем отписки типа «вас никто и не должен спрашивать, когда построят завод, тогда и обращайтесь с жалобами».
Обнадежить жителей Шальского должен пример Элисенваары. Компания «Карелприродресурс» пообещала построить к 2024 году железнодорожный терминал для перевозки щебня, а пока что приняла ряд временных мер. Так, водителям еще раз напомнили о правилах транспортировки и обязательности тентов, а руководство другого карьера – «Яккима-Гранит» – ограничило движение машин в часы, когда дети уходят в школу и возвращаются домой. Профинансировала компания и ремонт дороги, а также обеспечила регулярный полив.