Полузабытая историческая легенда может стать популярным туристическим маршрутом. В Карелии активно работают над научно-исследовательским проектом «Осударева дорога», которая в перспективе может стать культурно-историческим маршрутом, который не только расскажет туристам о героических страницах истории края, но и позволит вовлечь в «культурный туризм» деревни и поселки карельского Севера.
Фрегаты тянули волоком
Надо отметить, что проект «Осударева дорога» существует в Карелии уже не первое десятилетие. Историки до сих пор спорят о том, что именно происходило в начале 18-го века в нашем краю, но самая популярная версия гласит, что «Осударевой дорогой» назывался путь, по которому в период русско-шведской войны из Белого моря в Онежское озеро и далее, к будущему Санкт-Петербургу, осуществлялась транспортировка войск и грузов.
Более того, по легенде наши предки даже сумели волоком переправить в Неву из Архангельска два малых фрегата «Святой Дух» и «Курьер», для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Построена дорога была по распоряжению Государя Петра Первого - отсюда и её простонародное название «Осударева».
Впрочем, некоторые историки считают, что архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по Осударевой дороге не подтверждают. Один из основных источников того времени - Журнал Петра Великого, составленный кабинет-секретарем А.В.Макаровым, комментируя это событие, лишь обозначает сам факт: «... учинили морем транспорт... к деревне Нюхче, а оттоль сухим путем до деревни Повенца через пустые места и зело каменистые». Про то, как тянули фрегаты - ничего не говорится. Однако энтузиасты считают, что недостаток сведений в архивах еще не говорит о принципиальной невозможности перемещения фрегатов.
Значение дороги
Как бы то ни было, но по мнению историков путь Петра Первого по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца, названный «Осударевой дорогой», сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, взяв Нотебург на Ладоге, обеспечив тем самым России возврат берегов Невы и выход к Балтийскому побережью.
Вскоре после падения Ниеншанца в мае 1703 года на Заячьем острове царь Петр заложил дерево- земляную Петропавловскую крепость с бастионами, имеющими имена участников похода по «Осударевой дороге» (Нарышкина, Трубецкого, Зотова, Головкина, Менщикова и своего имени). Фортеция, возводимая по проекту французского генерала Ламбера де Гэрена, также участника петровского рейда в тайге Карелии, превратилась в первое инженерное сооружение будущей имперской столицы - Санкт-Петербурга. При этом обстоятельства строительства трассы за 14 суток длиною более чем 170 верст и преодоление её пятью батальонами лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков с генералитетом и царскими фаворитами в течение восьми ходовых дней до сих пор поражает сознание и представляет исторический парадокс.
Современный проект
В письменных историко-архивных и картографических источниках, а также в народных преданиях точное натурное месторасположение трассы оказалось стертым и незафиксированным.
Точные координаты прохождения дороги не известны. Большая часть дороги не найдена.
Предположительный маршрут дороги начинается с мыса Вардегорский — место десанта армейской группы Петра I в ночь на 17 августа 1702 года, и через село Нюхча, где с 16 на 17 августа 1702 года ночевал Петр Первый, через Патрикееву Сюрьгу, реку Сума, которая была форсирована армейской группой 18 августа 1702 года, до Петровского Яма - места временной стоянки армейской группы. Еще в 1993 году в Петрозаводске был создан исследовательский проект «Осударева дорога», в рамках которого организуются поисковые экспедиции для определения на местности координат Осударевой дороги. Кроме того, уже давно создан туристический маршрут, по которому возят туристов.
Сейчас у этого проекта есть шанс на то, чтобы обрести второе дыхание. 21 декабря на заседании отделения Русского географического общества в Республике Карелия состоялось представление Карельской региональной общественной организации по проведению научно-исследовательских экспедиций «Осударева дорога». Председатель Совета КРОО Сергей Никулин рассказал об итогах исследований и продемонстрировал слайд-фильм. Исполнительный директор Юрий Русанов остановился на стратегических и текущих планах работы. По его словам, в перспективе необходимо добиваться получения статуса достопримечательного или памятного места, разрабатывать культурно-исторический туристский маршрут, производить геосканирование трассы. А уже в 2017 году предполагается презентовать проект на фестивале в Санкт-Петербурге и провести научно-практическую конференцию в Нюхче, посвященную 315-летию Осударевой дороги. Члены Русского Географического Общества в свою очередь высказались о необходимости тесного сотрудничества с организацией.
Если эта перспектива будет реализована, то, возможно, Карелия получит новый перспективный туристический маршрут, который станет еще одним брендом региона, позволяющим привлекать в Карелию туристов.