В прошлом году в стране началась реформа по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, первый этап которой завершился в конце декабря. Тогда в республике был создан региональный оператор по обращению с ТКО и заключены восьмимесячные договоры на вывоз мусора с операторами районными.
Полезная фракция
Так или иначе, но поставить работу удалось и с начала года был дан старт второму этапу реформы. Теперь договоры с мусоровывозящими компаниями – а таких в Карелии двенадцать – подписаны на четыре года. Общая сумма контрактов – больше двух миллиардов рублей.
Если мусорщики не вывезут вовремя отходы или выполнят свои обязанности, но не надлежащим образом, то они рискуют заплатить серьёзный штраф – до ста тысяч рублей. Правда, при подаче жалобы «Автоспецтранс» потребует документально подтвердить обнаруженное нарушение. Почти за год с начала работы по новой системе по республике выписано больше десяти штрафов. Кроме того, районные операторы обязаны обновлять автопарк. В 2019 году по мусоровозу приобрели четыре таких оператора – «КПК» в Сортавале, «АктивПро» в Петрозаводске, «МСА» в Костомукше и «САС» в Кеми.
Другой аспект второго этапа реформы – переход к раздельному сбору мусора, его сортировка и переработка. С конца прошлого года на контейнерных площадках Петрозаводска и райцентров стали устанавливать боксы для пластиковых бутылок. Сортируют и перерабатывают отходы «ЮВИ Петрозаводск» и «Калипсо». Но главное – впереди. По словам заместителя директора «Автоспецтранса» Михаила Романенко, на действующем полигоне в Орзеге должны построить мусоросортировочный комплекс. Сначала здесь станут выделять порядка 15% полезной фракции – стекла, пластика, бумаги, а затем создадут пиролизное производство сырья для топлива и начнут отделять пищевую фракцию, которая пойдёт на рекультивируемый грунт.
Планы по строительству мусоросортировочных комплексов есть также в Заозерье и недалеко от Сегежи.
Противоречия и опасения
Разумеется, реформа идёт не гладко. В одних местах мусоровозы не могут проехать по разбитым дорогам, в других – дорожная инфраструктура изначально не была предусмотрена для проезда большегрузных машин. К примеру, в Беломорске вывоз мусора пришлось разделить на два этапа. Сначала на временную свалку, а потом на полигон в Сегежский район. Город стоит на островах и мосты не выдерживают проезда тяжёлой техники.
Другая проблема – противоречия в законодательстве. Создавать контейнерные площадки должны муниципалитеты, а содержать в порядке – управляющие компании и товарищества собственников. Зона ответственности «Автоспецтранса» начинается только с момента погрузки отходов в мусоровоз. Казалось бы, всё просто, но на практике то и дело возникает неразбериха.
Ситуация осложняется тем, что в республике нет мусороперерабатывающих комплексов. Отсортированный мусор приходится возить в соседние регионы, а это означает работу в убыток. Ведь цена вторсырья – не в пример расстояниям – невелика. Что касается мусоросортировочных комплексов, то здесь ещё до постройки требуется пройти ряд согласований и процедур.
«Есть проблема – выделение земельного участка, – говорит директор «Автоспецтранса» Алексей Кузнецов. – В Карелии множество рек и озер, и необходимо, чтобы мусоросортировочные комплексы находились не менее чем в километре от водоемов. Необходима экологическая экспертиза. Мы нашли территории вблизи Петрозаводска, начали работу по переводу их в соответствующий вид пользования. Из лесного фонда в земли промышленного использования. Но это достаточно проблематично, потому что все согласования проходят через председателя правительства».
Ещё одно препятствие на пути к успешному проведению реформы – опасения и недопонимание. В Кондопожском районе из-за недовольства местных жителей пришлось отказать инвестору из Чехии. Он планировал вложить в строительство мусоросжигательного завода от 80 до 150 млн евро. Взамен была предложена постройка мусоросортировочного комплекса, но опять-таки из-за несогласия районных депутатов проект пришлось отложить.