Примерное время чтения: 10 минут
895

Онежское озеро хранит свои сокровища

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. "АиФ -Карелия" №22 01/06/2016

Он стал научно-исторической лабораторией, музеем и морским клубом. Этот год для клуба стал юбилейным: 20 лет исполняется музею «Полярный Одиссей», 25 лет с момента реконструкции поморской лодьи «Святитель Николай» и ее первого плавания вокруг Скандинавии, 25 лет экспедиции «Мир католический» с визитом в Ватикан, а самая главная дата – это 70-летие Виктора Дмитриева, основателя и президента морского центра, Адмирала исторического флота. Он и рассказал «АиФ-Карелия», как живет морской клуб и как готовится к юбилею.

Вокруг света

Марина Бедорфас «АиФ - Карелия» : Виктор Леонидович , чем уникален ваш клуб?

Виктор Дмитриев
Виктор Дмитриев Фото: Из личного архива

Виктор Дмитриев: Клуб «Полярный Одиссей» уникален тем, что он единственный в России. Больше таких клубов у нас нет. Ведь мы строим корабли не только по заказу, но и для своего центра. Мы восстанавливаем историческую картину. И вот наши суда стоят в гавани, на них можно прийти и посмотреть. На праздники корабли украшают наш город, основанный Петром, который является основателем военно-морского флота России. Иностранные журналисты в одной из статей назвали наш морской клуб – «Пещера Али-Бабы Петрозаводска». У Али-Бабы были свои сокровища, у нас они свои. Это наши идеи, которые могли бы многое изменить в жизни города. Мы должны возродить морскую культуру, и на ее основе развивать водные виды туризма. Посмотрите на наше Онего: если раньше было на много больше парусников и яхт, то сейчас совсем мало судов ходит.

- А с чем связана такая ситуация? Почему на Онежском озере почти нет кораблей?

- Дело в том, что с 2001 года значительно изменилось законодательство. Если раньше по Кодексу торгового мореплавания маломерные суда могли перевозить людей за деньги, и легко можно было получить лицензию по действующим документам ГИМСа. Мы могли заниматься таким бизнесом, привлекать туристов и т.д. С 2001 года по Кодексу внутреннего водного транспорта у владельцев маломерных судов больше нет этой возможности. По новому закону вообще запрещена коммерческая деятельность на маломерных судах, поднадзорных ГИМС. Бесплатно катать можно, а если хочешь заработать, то уже нельзя. Судно должно быть включено в речной регистр. Это масса проблем и трудностей. На сегодняшний день лицензию может получить большое судно, которое учитывается в регистре. А маломерные суда чиновники просто упустили. Теперь обычные крестьяне, которые всегда имели лодки, не могут катать туристов, их оштрафуют. По требованиям у них должен быть специальный наблюдатель за безопасностью, и лодка должна быть включена в регистр. Ни один просто житель деревни – владелец деревянной лодки, себе этого позволить не может.

-А как вы используете свои корабли?

- Мы на практике изучаем историю географических открытий, и активно участвуем в возрождении традиций исторического парусного судостроения и мореплавания. Наши парусники ходят в океан, зарубеж. К сожалению, нас заграницей и в других городах России знают лучше, чем в родном городе и республике. Морской клуб отметит уже 38-й день рождения в этом году. За эти годы у нас было очень много интересных экспедиций, из которых вырос музей. Одним из основных видов деятельности Морского центра «Полярный Одиссей» является проектирование и строительство деревянных судов, в том числе копий исторических парусников. Мы занимаемся возрождением традиций мореплавания и судостроения. Любая экспедиция, а у нас было много разных миссий, это развитие народной дипломатии, это интеграция нашей республики в международное пространство и не только морское. Наши суда, нашу команду "Полярного Одиссея» знают уже везде. А как использовать наши суда – у нас сотни идей.

«Алые паруса»

- Сейчас у нас есть идея сотрудничать с ЗАГСом, мы уже начали оказывать такие услуги в день свадеб карельских пар. Наш корабль оснащен пушками, которые залпами встречает новобрачных перед Дворцом бракосочетания. Мы предлагаем жениху показать своей Ассоль на что он способен, готов ли он стать настоящим капитаном. Ведь даже тот, у кого есть небольшая резиновая лодка, уже капитан своего судна. Нам кажется и для свадебной фотосессии наши корабли просто подарок. Кроме того, мы на набережной устанавливаем хаусбот. В прошлом году он уже стоял. Есть у нас и прокат лодок для горожан и туристов. В этом году ко Дню города в новой части набережной мы опять установим лодочную станцию.

Музей без границ

-Как создавался ваш необычный музей?

Фото: Из личного архива

- Наш музей мы создаем сами, своими руками. Как и клуб музей «Полярный Одиссей» не имеет границ. Сейчас на сколько позволяют финансы, мы его содержим. Он находится прямо над водой, тоже на берегу озера рядом с морским клубом. И всегда открыт для посетителей. «Полярный Одиссей" активно работает с молодежью. Мы проводим ролевую игру для молодежных команд «Корсары Онежского моря». У каждого парусника своя команда, ребята ищут сокровища, пробуют себя в роли мореходов, кладоискателей или корсаров. Подрастающее поколение нужно воспитывать на чем-то более мужественном и настоящем, чем современные развлечения. А то кажется порой, что мужики вообще исчезнут. В нашем музее собраны экспонаты из разных экспедиций, фото архив, о котором я могу рассказывать часами, в общем, все, что связано с нашим клубом, историческими кораблями, играми. У нас в зале музея можно даже зажарить целого поросенка на вертеле.

- Приходят ли к вам на практику курсанты речного училища?

-Курсанты приходят, но практически никто из них не мечтает о морях и океанах. Как мечтал когда-то я. Они порой и на мачту боятся подняться. Девчонки из Петербурга быстрее поднимаются. Многие из них мечтают стать хозяином обувного магазинчика или еще какого-то бизнеса. Вот так и уходит от нас морская культура. А хочется, чтобы город имел морское лицо, достойное Петра, а не только памятник основателю на набережной.

- У вас сейчас работает прямо здесь на берегу три цеха. Какие корабли и для кого вы строите?

- Один из кораблей, который мы сейчас строим готовится для путешествия в Австралию. Это заказ братьев Синельниковых. Работаем мы и с нашим известным путешественником Федором Конюховым. Для него тоже разрабатывали корабль. Мы строим самые разные суда. Но есть такие заказчики, которые не могут до сих пор выкупить корабль, у них просто нет средств. Мы тоже вложились в один корабль для фильма «Викинг», но контракт у нас не состоялся.

Маленький капитан

- Как началось ваше увлечение морской культурой? Почему потянуло в океан? Ведь вы математик по образованию.

- С детства я имел доступ к литературе. Моя маманя работала в публичной библиотеке и приносила мне разные книги. Я их за вечер проглатывал. А в Сортавала у меня жил дедушка на берегу Ладоги. Он построил лодку. И мои первые экспедиции начались именно там. А потом захотелось большого путешествия. Конечно, огромное влияние оказала книга «Два капитана» Каверина. Первый корабль у меня появился в 1974 году, назывался он «АРГО», а наша команда стала аргонавтами. Через два года судно разрушилось, мы с горем пополам получили страховку, и я купил новый корабль «Золотая лань». Так называлось известное пиратское судно. В 1976 году корабль был отремонтирован и получил новое имя "Полярный Одиссей». С тех пор это стало нашим брендом на всю оставшуюся жизнь.

Без поддержки

- Как готовитесь к юбилею?

- Очень активно готовимся. Живем мы за свой счет, не взирая ни на уникальность, ни на стремление и возможность привлечь туристов в республику именно за счет морской культуры. Средств на все наши проекты, в том числе и образовательные для детей и подростков, конечно, не хватает. Но государственной поддержки у нас нет. А ведь из-за этого часть исторических судов просто догнивает свой век на берегу Онеги. О деятельности клуба написано сотни статей, книг, снято более 80 видеосюжетов и фильмов. А в юбилейный год мы решили провести форум «Полярных Одиссеев». 16 июня он пройдет в Петрозаводске в виде научно-практической конференции. Там мы подведем итоги многолетней деятельности морского клуба, центра и музея, расскажем о нашей славной истории. Также нам очень важно привлечь власть и обсудить способы и возможности развития маломерного народного флота как инструмента культурного и экономического развития региона. Основной проблемой в наши дня являются законы РФ, которые не способствуют развитию морской культуры маломерных судов, а препятствуют этому. По итогам форума, где соберутся профессионалы, будет составлено письмо-обращение к главе республики Александру Худилайнену и Владимиру Путину с просьбой пересмотреть законодательство и дать возможность развивать народный флот в России.

Досье
Виктор Леонидович Дмитриев. Президент КРОО «Морской клуб «Полярный Одиссей». Родился 18.06.1946 года в Петрозаводске. В 1968 году закончил физико-математический факультет Карельского государственного педагогического института. Действительный член Русского Географического общества с 1981 года, председатель Карельского отделения Общероссийского Движения Поддержки Флота.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах