Дорожное предприятие в Олонце было создано еще в 1924-м году, и, несмотря на все исторические катаклизмы, смену эпох и экономических укладов, существует по сей день, сменив множество названий, но сохранив и кадры, и традиции. Возможно, эта основательность, которая есть в истории предприятия, объясняет то, что дороги в Олонецком районе в целом находятся в достаточно приличном состоянии, а часть трассы «Кола», проходящая через район, и вовсе близка к идеалу для дорог этой категории.
Работа – и в выходные, и в праздники
За минувшие годы предприятию приходилось решать множество разнообразных задач – от строительства и капитального ремонта дорог до работ по их содержанию. В настоящее время олонецкие дорожники в основном заняты как раз содержанием трасс, на это направление приходится примерно 85% всех усилий предприятия. Сеть транспортных артерий в Олонецком районе обширна – около 360 километров дорог регионального значения и 81 километр федеральной трассы «Кола». Порядок, чистоту и удобство передвижения по этим дорогам обязано обеспечивать именно ООО «Олонецавтодор»:
«Особое внимание мы, конечно, обязаны уделять федеральной автотрассе. В работы по её содержанию входят очистка полос движения, работа по скашиванию травы и кустарника, очистке и поддержанию в порядке обочин и полосы отвода, установка и очистка от грязи дорожных знаков, барьерного ограждения, автопавильонов и, наконец, мелкий ремонт, по мере того, как появляется необходимость. Зимой же мы обязаны добиваться того, чтобы трасса не была скользкой, и своевременно бороться со снегом», - рассказывает директор предприятия Александр Иванов.
Кстати, последняя задача – не из легких. В Олонецком районе на дороге «Кола» работают три стационарные метеостанции, однако климат Приладожья коварен, погода может измениться в любой момент, и поэтому дорожникам приходится держать руку на пульсе, будучи готовыми в любой момент – и в выходные, и в праздники – выйти на работу. Справляться с задачами предприятию помогает то, что вся необходимая техника у них есть, а работают в «Олонецавтодоре» настоящие профессионалы. Численность работников предприятия, конечно, изменилась в сравнении с советскими временами, но не очень сильно – если на самом пике загруженности списочный состав достигал 180 человек, то сейчас здесь трудится чуть более сотни. Около половины из них - молодежь, остальные – люди постарше, на которых и держится предприятие. И на сегодня «Олонецавтодор» - одно из крупнейших дорожно-строительных предприятий Карелии, специалисты которого востребованы далеко за пределами собственно Олонецкого района.
Опора на профессионалов
Нынешний директор - Александр Михайлович Иванов пришел на предприятие 44 года назад, после службы в пограничных войсках. Начинал он свою трудовую карьеру в должности водителя-слесаря, и, шаг за шагом, прошел всю служебную лестницу – учился заочно, работал мастером, прорабом, главным инженером. За эти годы он досконально изучил производство, предприятие стало для него родным и близким. И он такой - не один. 34 года трудится в «Олонецавтодоре» главный инженер Вадим Олегович Ростунов, схожий по времени трудовой стаж у мастера Сергея Николаевича Титова. Более 40 лет отработал на предприятии мастер Гаврилов Виктор Александрович. Это люди, которые всю свою жизнь работали для того, чтобы по дорогам Олонецкого района можно было спокойно проехать в любой момент, и именно благодаря их труду функционирует и работает сеть транспортных артерий территории: едут грузовики с продуктами, передвигаются машины «Скорой помощи», людям везут почту. Любопытно, что, несмотря на все катаклизмы в стране, «Олонецавтодор» по-прежнему остается государственным предприятием, находящимся в собственности у республиканского госкомитета по имуществу, доказывая своим примером, что грамотная эксплуатация и содержание дорог - это задача государственной важности. И кому попало её поручать нельзя.
Финансовая основа
Но, разумеется, признавая заслуги олонецких дорожников и соглашаясь с тем, что автотрасса «Кола» (порядок и чистоту на которой обеспечивают именно они) находится в почти идеальном состоянии, невозможно не задать им вопрос об общем состоянии дорог в России и причинах, по которым они находятся в таком виде:
«На самом деле никакой особой загадки нет, и я не открою секрета, сказав, что всё дело – в финансировании. Если государство готово вкладывать деньги в дороги, то предприятия отрасли, безусловно, способны обеспечить высокое качество работ. Можно судить по той же «Коле», которая на моей памяти пережила три масштабных реконструкции и сейчас поддерживается в отличном состоянии. А вот региональные дороги у нас, конечно, запущены. В советское время мы работали фактически по круговому циклу – через каждые 3 года возвращаясь и ремонтируя те километры, на которых мы работали. Такой непрерывный цикл позволял обеспечивать и сохранность дороги, и своевременное устранение проблем. Однако когда в стране начались перемены, то денег резко стало не хватать, и дорожные предприятия перестали получать финансирование и заказы. При этом количество транспорта в стране выросло в несколько раз, и в результате имеем то, что есть. Но я уверен: стоит только этой политике поменяться и государству обратить взгляд на дорожную сферу, как мы в самые короткие сроки приведем наши трассы и даже наши «грунтовки» в порядок», - объясняет директор «Олонецавтодора» Александр Иванов.
Поздравление коллегам
Впрочем, накануне праздника не хочется разговаривать только о проблемах отрасли. Тем более что предприятию есть чем гордиться, и олонецким дорожникам за свой труд не стыдно. 13-го октября предприятие будет чествовать ветеранов и передовиков, будут звучать теплые слова и поздравления, а накануне профессионального праздника директор «Олонецавтодора» хотел бы поздравить также и всех коллег по отрасли:
«Уважаемые коллеги, друзья, ветераны дорожной отрасли и все жители Карелии! Хотел бы от всей души поздравить вас с предстоящим праздником. Дороги, по которым мы все с вами ездим и без которых невозможно представить нормальную жизнь региона - это не просто грунт, асфальт и щебень, это – труд сотен и сотен людей. Тех, кто разрабатывает и согласовывает проекты, тех, кто строит дороги, тех, кто их ремонтирует и содержит в чистоте и порядке. Именно «дорожники» обеспечивают связь между населенными пунктами, обеспечивают возможность своевременного получения медицинской и иной видов помощи, приходят людям на помощь в выходные и праздники, сохраняют функционирование всей экономической и даже политической системы государства. Важность отрасли в жизни всей страны в целом и нашей республики в частности переоценить невозможно, и поэтому в канун нашего профессионального праздника - Дня работников дорожного хозяйства я бы хотел от своего имени и от имени нашего предприятия поздравить всех сотрудников «Олонецавтодора», всех дорожников – как действующих, так и бывших. Вы делаете очень нужное и важное дело!» - уверен директор ООО«Олонецавтодор» Александр Иванов.