События последней недели в Петрозаводске, связанные с бурными спорами вокруг строительства часовни на площади Кирова, вновь пробудили интерес в обществе ко всему, что связано с религией. Вспомнить о том, какие страсти на этой почве кипели в Карелии чуть более 100 лет тому назад, предлагает «АиФ-Карелия»
Иеромонах Иннокентий
Представьте картину: сотни людей идут с непокрытыми головами по снегу при крепчайшем карельском морозе. Идут, поют, проваливаются, падают. И – снова идут. А перед ними выстроилась цепь вооруженных солдат, чьи примкнутые штыки поблескивают на морозном солнце.
Такую картину наблюдали жители Карелии в феврале 1913 года, ставшие свидетелями драматического противостояния между сектантами, поклонниками скандально-известного иеромонаха Иннокентия и властями края, пытавшимися остановить религиозных фанатиков.
Основателем секты иннокентьевцев стал Иван Левизор (в монашестве принявший имя Иннокентия – отсюда и название секты), уроженец Бессарабской губернии. В начале 1908 г. он поступил в только что открытый Балтский Феодосиевский монастырь. Позже Иннокентий стал называть себя пророком, говоря о своих чудных видениях, в которых будто бы беседовал с самим Иисусом Христом.
Один из местных жителей, посетивший монастырь в 1909 г., рисует такую сцену, которой сопровождалась проповедь Иннокентия: «… Со всех сторон неслись дикие вопли, люди, точно безумцы, лаяли по-собачьи, валялись на полу, бичевали себя верёвками до крови по всему телу». Поклонники Иннокентия призывали во имя спасения и искупления от грехов бросать всё: дома, имущество, детей, семью, – следовать за пророком и готовиться к встрече с Богом. Многие люди верили им, продавали своё имущество, а вырученные деньги полностью жертвовали на монастырь «Святого Духа».
Ссылка в Карелию
Церковные власти отреагировали на происходящее. Сначала Иннокентия отправила в один монастырь, потом – в другой, и, наконец, в 1912-м году основатель секты очутился в Муромском монастыре Олонецкой губернии. Вслед за ним в Карелию из Молдавии и Украины последовали тысячи его поклонников. Многие из участников похода, одетые в дырявые кожухи, больные, а иные с детьми, не могли вынести тяжёлого пути, суровых морозов, падали в изнеможении, роняли святые реликвии и гибли на пустынных заснеженных просторах. Никто не заботился о спасении паломников, а они, движимые слепой фанатичной верой, шли навстречу своей гибели. «И в пути, и в самом монастыре богомольцы переживали тяжкие лишения. Они гибли от холода, тесноты и грязи буквально сотнями. Особенно велика была смертность среди детей», – сообщал корреспондент газеты „Русское слово“.
Сам же Иннокентий вскоре бежал из монастыря. А тогдашние карельские власти оказались перед необходимостью применить силу против сектантов.
Жандармы и Красный крест
Сайт «Газетные старости» цитирует сообщение газеты «Московская копейка» от 3 марта (18 февраля) 1913 года.
«Он тайно скрылся из монастыря и, нагнав в дороге выселенных иннокентьевцев, стал во главе их и пошел отыскивать Новый Сион. Тысячная толпа народа, состоящая из южан, не привыкших к холоду, шла по снегам при крепком морозе с обнаженными головами и пением молитв. Цель их движения — сесть на железную дорогу и двинуться в неизвестном направлении. Когда эти крестоносцы, как они себя называют, вошли в Архангельскую губернию, то местная администрация сделала распоряжение выслать навстречу им отряд стражников. Вместе с тем предупреждены попутно и духовные власти. Председатель главного управления Красного Креста Ильин получил две настоятельных просьбы о немедленной командировке отряда Красного Креста в Олонецкую губернию, для оказания помощи бедствующим 800 паломникам, направляющимся к станции Няндома Северных жел. дорог. Морозы делают свое дело, и среди паломников много обмороженных и больных. Некоторые по пути умерли. Особенно страдают дети. Красный Крест немедленно командировал отряд, только что вернувшийся из Константинополя, со старшим врачом Арбузовым во главе».
Наконец 8—10 февраля 1913 года паломники были остановлены жандармами и казаками, загнаны в вагоны и под конвоем отправлены к месту жительства, а Иннокентий арестован и препровождён в Петрозаводскую тюрьму.
Бесславная кончина
Вскоре его слава померкла. На страну надвигались страшные годы -началась Первая мировая война, а за ней грянула революция и Гражданская война. В 1919 г. Иннокентий погиб при неизвестных до сих пор обстоятельствах – то ли при налёте очередной банды, то ли в результате пьяной ссоры из-за дележа принадлежавшего сектантам имущества.
Однако история секты на этом не закончилась, и последний раз «иннокентьевцы» дали о себе знать после войны, действуя, впрочем, далеко за пределами Карелии - в той самой Молдавии, на земле которой и началась история Иннокентия. Секты же вновь вернулись в нашу повседневность в 80-90-е годы прошлого века..