На острове Кижи состоялся ХХVII Фестиваль традиционного судостроения и судоходства «Кижская регата».
Здесь собрались кижанки, карбасы, скандинавские ладьи и ёла.
«Делать – так корабль!»
Впервые Кижская регата прошла в Карелии в 1999 году. Тогда в гонке участвовали жители соседних островов, те, кто умел шить кижанки или получил такую лодку по наследству. Со временем фестиваль стал расти, к нему подключились и те мастера, которые ходят по морским просторам на исторических судах.
Кижанка — это лодка, созданная мастерами, которые ходили по Онежскому озеру. Это удобное, безопасное судно в условиях карельской воды.
«В судовом билете записано «ладья», но для меня это большая лодка. Сделана она по исторической копии лодок викингов. Она у меня 10-метровая. И это самая маленькая лодка в моей небольшой коллекции, самая большая — почти 14 метров, — признался участник Кижской регаты из Карелии Павел Долгих. — Я знаю мастеров, которые сделали больше тысячи лодок за свою жизнь. У меня нет такой коллекции, у меня всего пять, но я люблю именно большие: уж делать — так корабль!»

Павел Долгих рассказал, что пока, к сожалению, у него нет преемника, которому бы он передал своё мастерство. Лодочное ремесло — это искусство не для каждого. А вот регата, на которую он приезжает, а точнее, приходит на своих судах, уже несколько лет место, где можно поговорить, обменяться опытом с мастерами, кого-то научить чему-то, показать свой корабль и себя.
Павел рассказал, что он не профессиональный реконструктор, но уверен: если ты идёшь на историческом судне, то должен быть в образе.
«Вот у меня рог. И костюм, пошитый по канонам Средневековья: шерстяные штаны, совершенно не жаркие, рубаха, кожаные ботинки. Так ходили викинги. И если я иду на лодке викингов, то должен быть одет в «дурацкое» — именно так они называли такую одежду», — признался мореплаватель.
Морское приключение
Кижская регата — первый в России фестиваль народного судостроения и судоходства, одно из самых красивых мероприятий заповедного острова Кижи, ежегодно собирающее более 40 лодок и сотни людей — участников и зрителей. В 2018 году фестиваль вошёл в число десяти лучших туристических проектов России. Мероприятие было удостоено премии Правительства России в области туризма.
«Мероприятие было удостоено премии Правительства России в области туризма».
На гонки заявилось более 30 команд из Карелии и соседних регионов России, в том числе и Всероссийского общества инвалидов.
Для гостей острова подготовили праздничную программу в Кижской гавани: гонки лодок в разных номинациях, познавательные игры, мастер-классы по вязанию морских узлов и соревнования по настольному хоккею, обучающие занятия по оказанию первой помощи, демонстрация приготовления кижской ухи и кижского чая.
В первый день фестиваля прошёл конкурс мастеров-судостроителей «Народная лодка», во время которого гости острова полюбовались новыми традиционными и современными маломерными судами, построенными вручную его участниками. Кроме того, в этот день с 2018 года вокруг острова проходит Большая гонка — соревнование на дистанции свыше 12 км.
В центре внимания во второй день фестиваля праздничные гонки «Кижская регата». Дистанция главного соревнования невелика — 1,7 км, однако в этот день гонки проходят поэтапно, согласно различным номинациям (традиционные, современные, командные, малые лодки и т. д.), поэтому у гостей острова Кижи есть возможность увидеть сразу несколько динамичных соревнований в течение пары часов.

По традиции регата проходит под звон кижских колоколов.
Николай Выморков пришёл на беломорском карбасе из Архангельска. Сам он работает в музее, поэтому убеждён: традиции судостроения, конечно, нужно сохранять. Но если есть возможность сейчас при строительстве лодки органично использовать современные материалы и техники, то это не возбраняется.
«Мы с родины Ломоносова. Когда-то на одном из островов была целая судостроительная история. Мастер Степан Негодяев делал сотни лодок, а вот первая из них как раз карбас. И мы решили в честь него повторить такую лодку и показать её людям. Для нас это первая регата. Мы в прошлом году спустили судно на воду, а уже в этом участвуем во всех возможных морских приключениях. Для нас это не гонка, это приключение», — признался Николай Выморков.
«В этом году участвовали кадеты из Петрозаводского президентского училища, а также студенты из Университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова».
В Кижской регате участвуют не только исторические лодки и кижанки местных мастеров, в самую большую гонку вокруг острова — это 14 км — отправились и на каяках, и на байдарках. Главное условие — никаких парусов на старте и сапов.
«Начинали мы регату только с местными жителями, которые умели делать кижанки. Сейчас к нам приезжают участники из Ленинградской, Архангельской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской областей. У нас были даже чукотские байдары и лодки из других стран, — рассказала ведущий специалист музея-заповедника «Кижи», организатор Кижской регаты Татьяна Ковальчук. — Мы специально устраиваем молодёжную гонку, в которой в этом году участвовали кадеты из Петрозаводского президентского училища, а также студенты из Университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. У нас также работает музей судостроения для всех гостей и участников фестиваля».
Трёхметровый альпийский рог прозвучал на музыкальном фестивале в Карелии
Ансамбль имени Александрова выступил на музыкальном фестивале в Карелии
В Карелии стартует IX музыкальный фестиваль Ruskeala Symphony
Звоны над Онего услышали жители Карелии
Впервые в Карелии пройдёт всероссийский фестиваль колокольного звона