Примерное время чтения: 9 минут
766

В деревню, на «гостевание»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "АиФ-Карелия" N27 06/07/2016

В 2020 году наша республика отметит свой первый серьезный юбилей – 100-летие. К этой дате активно готовятся и на общественном, и на государственном уровнях. В районах ведется строительство социальных объектов, дорог и другой инфраструктуры. Сохранились ли в карельской глубинке традиции и язык?! Или за 100 лет республика утратила свою самобытность и на карельском языке говорить некому?!

На эти и другие вопросы «АиФ-Карелии» ответила Галина Ханенко, руководитель этно-культурного центра «Туоми» в поселке Чална Пряжинского района, автор национальных проектов по сохранению культуры и традиции карелов и финнов.

Галина Ханенко
Этно-бал в пос. Чална. Фото: Из личного архива, Галина Ханенко

Марина Бедорфас  «АиФ-Карелия»: Почему возникла необходимость создания этно-культурного центра в Чалне?

Галина Ханенко: Наш центр отметил свое 10-летие в 2012 году. В поселке существовало старое здание Профсоюзной библиотеки. Ответственная комиссия признала здание непригодным для эксплуатации и построили новое. Тогда я решила, что здесь можно поселить Центр национальных культур, так как жители Чалнинского сельского поселения, действительно, самых разных национальностей. Силами общественности, безработных граждан, при поддержке Карельско-Шведского проекта « Развитие сельской местности» под руководством Кристины Хаммарстрем, который финансировал Международный институт СИДА, мы провели массу курсов и мастер-классов, необходимых для «реанимирования» здания. В Чалне всегда были мастера и мастерицы, которые передавали свой опыт молодому поколению. Так что этнокультурный центр «Туоми», открытый выставкой «Чалнинский вернисаж», возник не вдруг и не на пустом месте. Нам осталось только продолжить добрые традиции, сохранить их и преумножить.

- При центре занимаются два национальных коллектива: ансамбль финской песни и карельская группа «Бесёдайне». Почему были созданы эти коллективы?

- Как теперь говорят, на волне национального самосознания. А если проще - в годы приватизации и первой оптимизации – пришлось уйти с должности директора Дома культуры поселка Чална в клуб деревни Виданы (это соседняя от Чалны карельская деревня, прим. автора). Было очень интересно. Жители деревни, которые много лет не видели радости от работы культурного учреждения, потянулись в ДК. Много интересных праздников устраивали. Там и организовалась певческая группа, которая пела разные песни, в том числе и на карельском. Участницы коллектива – все карелки. И идея проекта «Родового гостевания» родилась именно среди этого коллектива и их родственников. Они увлеченно рассказывали о том, как в былые времена на престольные праздники собирались родственники из карельских деревень: Киндасово, Намоево и др.

Карельское гостеприимство

- Что такое «родовое гостевание» или «Сугуваставунду»?

- Нашла я в архиве первое упоминание о деревне Виданы. Получилось, что деревне 500 лет. Надо проводить юбилейный праздник. Нужны деньги. Пошла к директору ОПХ «ВИЛГА» - это основное предприятие, которое владело Виданской землей, и где работали тогда еще жители деревни. Директор выделил 500 рублей. По рублю за каждый год. Маловато. Вот тогда и решила писать проект, который поддержало Министерство по национальной политике Карелии. Надо сказать, что я до сих пор благодарна судьбе за то, что на моем пути встречаются только хорошие люди. Целый консилиум из работников Миннаца собрала Ирина Борисовна Семакова. Мне, не зная карельского языка, было сложно правильно перевести «Родовое гостевание» на карельский язык. Ведь на самом деле существовала только канва сценария. Людмила Федоровна Маркианова нашла это красивое слово, которое теперь знают не только в Карелии. Идея праздника заключается в приближении городского человека к природе и напоминании ему о корнях и традициях народов мира. Поэтому все действа «Родового гостевания» проходят в естественных природных условиях, недалеко от водоема, как это и было принято раньше. При подготовке к Фестивалю мы всегда проводим мастер-классы и курсы по изготовлению сувениров, изделий для продажи на ярмарках, потому как приглашаем много гостей, т.е. потенциальных покупателей. Побуждаем к активной деятельности местное население и тем самым отвлекаем от дел пагубных. На опыте проведения первого праздника в Виданах точно знаю, что совершенно по традициям предков велась уборка в домах, дворах, какие-то ремонты в ожидании приезда родственников. Ехали даже из С-Петербурга и Мурманска. Идея привлекала уже тогда. Это позже местный локальный праздник перерос в Международный фестиваль.

Свой язык

- Весь мир говорит на английском. Нужно ли карелам сохранять свою самобытность?

- Тут уж мое личное мнение. Каждому – по потребностям. Но будь я и негром преклонных лет – от родного языка грешно отказываться….. Когда-нибудь все равно надо будет рассказывать своим детям, кто ты и твои предки. Те, которые в душе карелы, вот они-то и идут на курсы карельского языка, в карельскую группы «Беседайне», участвуют в театральном коллективе, который сейчас на гастролях в Финляндии. И, надо сказать, что делают они это с гордостью за то ,что сохранили язык и с болью, что не востребован родной язык у потомков. Как исправить ситуацию, мне кажется, никто не знает. Хоть и внимание к карельскому языку большое. Много издается учебников, словарей. И они востребованы. Могу сказать, что мы не смогли купить всем слушателям курсов Карельского языка необходимые учебники. Их нет. Особый интерес, и не только у карелов, к проекту «Карельская кухня». Калитки, пироги для зятя, розанцы – центр не смог вместить всех желающих. Будем продолжать подобные встречи и в следующем году.

Галина Ханенко
Ансамбль финской песни "Туоми" пос. Чална.  Фото: Из личного архива, Галина Ханенко

- Карелия через несколько лет будет отмечать 100-летие. Но на самом деле ей гораздо больше: деревня Виданы вот только отметила 500 лет, - не обидно карелам за такую «молодую» Родину?

- Может молодое поколение этот вопрос и волнует. Те карелы, которые сотрудничают с центром «Туоми», не обсуждают этот вопрос. Их больше волнует то, как бы дожить в добром здравии до этого знаменательного дня… Думаю, что все-таки необходимо людям больше рассказывать об истории края. Так и в этом случае - не надо было обобщать словом Карелия, а сказать, что 100 лет Республике Карелия. Все беды от незнания ситуации.

- Над чем работаете сейчас?

- Как раз над продолжением и развитием проекта сейчас и работаю. В 2015 году в рамках проекта мы провели Международный Этнобал. Танцевали все участники 2 дня: Карелия, Удмуртия, Финляндия…

Думаю, что одним из разделов Фестиваля станет традиционная народная хореография коллективов – участников. Сейчас выезжаем с 2 спектаклями к партнерам в Финляндию. В августе Фестиваль «Сугуваставунду» пройдет в партнерстве с Международным фестивалем «Кургоня» в Рузаевском районе республики Мордовия. Там встретятся партнеры нашего фестиваля из Финляндии, Удмуртии, Карелии и Мордовии. География проекта расширяется. В плане - написать проект и получить финансирование для проведения Международного сельского фестиваля финно-угорских народов «Сугуваставунду» в 2017 году, который по положению пройдет в Карелии. Это будет грандиозное событие в культуре сельских территорий.

Проекты мне дороги все. История последней работы тоже интересна. Заметила, что в центр приходят в основном дети и женщины. Советуюсь с народом: что придумать для мужчин (хотя изначально центр реанимировали мужчины)? Мне говорят: а проведи курсы самогоноварения! Мужчин будет много… Идея хорошая, но мы решили пойти другим путем. Набрали вместе с районным Центром занятости группу безработных и обучили их печному делу, плотницкому, валянию валенок, плетению из бересты и т.д. Основная цель любого проекта - улучшение качества жизни, возможность дополнительного заработка через обучение промыслам и ремеслам. Учим ткачеству, вязанию, народной кукле - все это востребовано на всевозможных ярмарках и в самом поселке, и в республике, и за рубежом.

Досье
Галина Григорьевна Ханенко, руководитель этно-культурного центра «Туоми». В 1964 году окончила клубно-хоровое отделение Карельского культпросвет училища. По окончании получила впервые в истории Карелии направление в Ленинградский институт культуры им. Н.К.Крупской, где училась 2 года. Затем поступила заочно в ПетрГУ на исторический факультет и стала работать в детсаду музыкальным руководителем. После чего переросла в музыкального руководителя ансамбля финской песни «Туоми». В 1993 году довелось поучиться в МИПК – Центре подготовки менеджеров при РЭА им. Г.В.Плеханова на отделении «Предпринимательская деятельность в современных условиях».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах