Пандемия еще не закончилась, но многие уже не хотят возвращаться в офис и предпочитают работать меньше. Хочешь не хочешь, но компании вынуждены думать о замене выпадающего звена автоматизированными системами и искусственным интеллектом, а также из-за массового перехода на удаленную работу перестраивать системы кибербезопасности. Таковы одни из ключевых технологических трендов последних и предстоящих лет, о которых рассказал старший вице-президент по информационным технологиям компании «Ростелеком» Кирилл Меньшов.
Соревнование брони и пушки
Пандемия заметно изменила жизнь отдельного человека – в жизни целых бизнес-структур изменения еще заметнее. Из-за массового перехода на удаленную работу компании вынуждены перестраивать системы кибербезопасности и выстраивать бизнес-процессы на принципах отказоустойчивой реализации. Потому что одно дело – защита периметра информационной инфраструктуры компании, другое – когда сотрудники рассредоточены по непредсказуемым локациям с незащищенным доступом.
«Информационная безопасность – по-прежнему вызов и зона инвестиций, – констатирует Кирилл Меньшов. – Очевидно, что мы будем работать в рамках модели территориально-распределенных предприятий и не вернемся обратно. А это означает, что тем, кто не справился с построением эффективных сетей кибербезопасности, придется это делать в 2022 году. Злоумышленники не сидят на месте – они цифровизируются быстрее всех. Как давно вы или окружающие сталкивались с преступлением в реальном мире – грабежом или кражей? А как часто в течение месяца вам звонят люди, которые пытаются украсть у вас деньги с кредитной карты? Кибермошенничество стало очевидно, но оно все так же ускользает от нашего внимания».
Где же эти роботы
Вдобавок к пересмотру систем кибербезопасности компаниям пришлось задуматься о дальнейшей автоматизации бизнес-процессов. Причин тому две. Во-первых, во время эпидемии сотрудники массово болели, а потом массово сталкивались с постковидным синдромом. А во-вторых, многие после дистанционного формата сотрудничества не хотят возвращаться к активной работе в офисе. Как оказалось, не обязательно покупать айфон последней модели и проводить каждый отпуск на Карибах. Можно тратить меньше и работать меньше. Поэтому выход здесь только один – гиперавтоматизация.
«Долгое время мы боялись роботов, которые заменят людей, а теперь выяснилось, что мы не очень-то хотим работать и ждем роботов, которые наконец нас заменят, – говорит Кирилл Меньшов. – Тренд переворачивается с ног на голову».
Ключевую роль в гиперавтоматизации играет генеративный искусственный интеллект. В отличие от просто искусственного интеллекта, он способен обучаться не только на знакомых ансамблях данных, но и на встречающихся впервые. Недаром artificial intelligence «Ростелеком» относит к числу устойчивых мегатрендов. Среди цифровых технологий искусственный интеллект один из лидеров как по объему инвестиций, так и по темпам прироста патентов и числа научных публикаций – первые составляют порядка 50%, вторые – около 20%. Впрочем, независимо от процессов автоматизации и машинного разума бизнес
вынужден переходить к работе по модели территориально-распределенного предприятия. Такая модель позволяет сотрудникам работать как из любой точки мира, так и практиковать гибридный режим работы – временами в офисе, временами где угодно. В конце концов даже появление рабочих мест общего пользования тоже понуждает к перестройке информационных систем.
Государство на ладони
В нашей стране мировые технологические тенденции дополняют тренды цифровой трансформации государства, которые, по словам Кирилла Меньшова, мы не можем и не должны игнорировать.
«В 2021 году мы видим еще больший фокус государства на цифровизации, – отмечает специалист. – В частности, в прошедшем году появились льготы для IT-компаний, которые в принципе заняли особое место в государственном управлении».
Цифровизации неизбежно отражается на бизнесе и заставляет его адаптироваться к проводимым изменениям. К примеру, гостиницам придется научиться работать с электронными паспортами, страховым компаниям – с электронными техпаспортами на автомобиль, а операторам сотовой связи – с электронными sim-картами. Вопрос о предоставлении доступа к сигналу при помощи биометрии уже почти решен, и в скором времени необходимость идти в салон сотовой связи или вызывать курьера отпадет. А значит, компании лишатся целого потока посетителей. Поэтому бизнесу важно знать о предстоящих изменениях заранее, а не узнавать о них, когда на доработку IT-систем остается полгода.
Процессы цифровизации сопровождает широкая поддержка IT-компаний со стороны государства – от грантов и субсидий до финансирования цифровых стартапов. Но, как отмечает Кирилл Меньшов, многие компании недооценивают те возможности, которые предоставляет правительство. В то же время ряд цифровых инициатив способен существенно облегчить бизнес-процессы. Так, на портале госуслуг у каждого уже появился цифровой профиль, который в ближайшей перспективе можно будет предъявлять в магазинах, фитнес-залах и торговых центрах вместо заполнения анкет.