В республике реформируется система подготовки спортсменов, однако в пылу перемен реформаторы забывают о ключевом моменте – тренерском составе. Еще два-три года, и воспитывать новое поколение чемпионов станет просто некому.
Плетемся в хвосте
За последнее время в системе подготовки спортивных кадров действительно произошли серьёзные изменения. Во-первых, был создан объединённый Центр спортивной подготовки. Во-вторых, открыто училище олимпийского резерва в Кондопоге. А в-третьих, ряд детско-юношеских спортивных школ получили статус спортшкол олимпийского резерва и стали обязаны выполнять федеральный стандарт.
Число кандидатов в профессиональные спортсмены подросло: если в позапрошлом году таких было 90, то в прошлом стало 104.
Как рассказал начальник отдела физической культуры и спорта Минспорта РК Андрей Сандальнев, ещё три года назад профессиональных спортсменов готовила только одна республиканская школа олимпийского резерва, теперь же спортивная подготовка ведется в 13 учреждениях. Вдобавок попасть в разряд олимпийских хотят школы Костомукши, Кеми и Кондопоги.
Только вот за положительной, казалось бы, динамикой скрывается не совсем приглядная картина. Да, число кандидатов в профессиональные спортсмены подросло: если в позапрошлом году таких было 90, то в прошлом стало 104. В то же время численность групп высшего спортивного мастерства сократилась – с 36 до 30 человек. В целом же Карелия по количеству будущих спортсменов на Северо-Западе занимает восьмое место из одиннадцати.
Про главное забыли
С учителями физкультуры и управленцами дело тоже обстоит не лучшим образом. «За два года общеобразовательных школ в республике стало больше, а число педагогов уменьшилось – с 457 до 440, – констатирует председатель общественного совета по физкультуре и спорту Игорь Назаров. – В спортшколах 16% тренеров по-прежнему без специального образования. В министерстве спорта и в комитетах муниципалитетов высшее специальное образование есть только у 14%».
Такое положение дел обязано отсутствию налаженной системы подготовки тренерского состава, даже на уровне программных документов. К примеру, в региональной программе развития спорта есть про всё – про деньги, про спортивные сооружения, про вовлечение в массовый спорт, но только не про подготовку тренеров.
На пустом месте
Осознают или нет в Институте физической культуры, спорта и туризма ПетрГУ кадровую проблему, но его руководство планирует уже в нынешнем учебном году открыть новую программу «Тренер по видам спорта». Правда, по каким – пока неизвестно. Документы на создание образовательной программы еще не поданы и одобрение тоже еще не получено. По словам директора Института Валентины Кирилиной, все будет зависеть от инфраструктуры. К примеру, когда построят легкоатлетический манеж в университетском городке, то можно будет готовить тренеров по легкой атлетике. Только вот профессиональное сообщество все равно скептически смотрит на перспективы подготовки тренеров в университете.
«Вы совершенно не знаете действительного положения в школах, в которых работают ваши выпускники, – говорит заслуженный работник физической культуры Карелии Леонид Байтман. – Вы бы провели мониторинг и посмотрели, чем занимаются, что умеют и что делают. Преподаватели откровенно заявляют: мы не знаем, чему мы учим и для чего мы учим. Несколько лет подряд я читал на третьем курсе вещи, которые тренер должен знать как азбуку. И я не видел ни у одного студента интереса к материалу. Таков результат. Стоит выйти на школьные спортивные площадки и посмотреть, чем занимаются ваши выпускники в школах. И все станет ясно».