Спортсмен из Петрозаводска Владислав Ларин стал чемпионом мира по тхэквондо. Мировое первенство проходило в Манчестере с 15 по 19 мая. Как за последние годы изменилась техника боя, чем тхэквондо напоминает шахматы и какие качества в человеке воспитывают восточные единоборства, Владислав рассказал в интервью «АиФ».
В боевой готовности
Антон Соловьёв, «АиФ – Карелия»: Владислав, как в целом выступили российские тхэквондисты?
Владислав Ларин: Наша команда в сумме завоевала четыре медали: две серебряных, одну бронзовую и одну золотую. В общекомандном зачёте мы заняли пятое место, а в зачёте среди тхэквондистов-мужчин – второе. Да, у сборной результат по сравнению с прошлым чемпионатом мира стал немного хуже. На предыдущем первенстве мы стали обладателями семи медалей и заняли четвёртое место в общекомандном зачёте.
– В финальном поединке ты сражался с бразильским тхэквондистом Икаро Мигелем Суаресом. Он сильный соперник?
– На чемпионате мира других не бывает. Но в финале я был в лучшей форме. Бои шли очень плотно, буквально друг за другом, и времени на восстановление не оставалось. Не удавалось подойти к очередному поединку в полной боевой готовности, поэтому некоторые из них проходили довольно тяжело. В большей степени даже на морально-волевых качествах, нежели чем на физических.
– А заранее, до боя, ты изучаешь технику противника, с которым предстоит драться?
– Конечно, мы просматриваем бои. Но, как правило, шансы на встречу с тем противником, технику которого ты изучал, очень невысоки. К примеру, в этом году мы разбирали основных наших противников, с которыми постоянно пересекаемся, но никто из них не оказался в призовой тройке на чемпионате в Манчестере. Спортсмены были новые и молодые, состав сборных значительно обновился. Поэтому мы работаем, так сказать, в онлайн-режиме. Приезжаем на чемпионат, за день до начала соревнований узнаём турнирную сетку и смотрим, кто может оказаться с тобой на ринге в бою.
– Ты стал чемпионом мира. Нет ощущения, что всё?
– Нет, такого ощущения нет. Потому что чемпионат мира – не конечная точка. Даже победа на олимпийских играх не конечная точка. Если планку зафиксировать, то дальше просто будет некуда двигаться. Поэтому ограничений я не ставлю. Занимаюсь любимым делом, которое приносит много положительных эмоций. И буду заниматься, пока есть силы и здоровье.
– Теперь тебе прямая дорога на Олимпийские игры в Токио в 2020 году?
– Пока ещё точно сказать нельзя. Гонка за олимпийским рейтингом идёт полным ходом, и расслабляться времени нет. Да, за счёт победы на чемпионате мира я произвёл значительный отрыв от тех спортсменов, что расположены в рейтинге чуть ниже, но известно о моём участии в Олимпиаде станет только в начале двадцатого года.
На последнем дыхании
– Техника боя в тхэквондо меняется со временем?
– Действительно, в спорте есть точки невозврата, которые делят путь на до и после. Скажем, были обычные жилеты – появились с электроникой. Всё. Тхэквондо разделилось, стало другим. Изменились техника, стиль ударов, манера боя. Позже появились электронные шлемы. Опять многое поменялось. Или, скажем, ввели новые правила. Плотность боя, сила, темп и скорость ударов стали другими.
– Интересно, как именно электроника повлияла на технику?
– До неё всё решали судьи. Человеческий фактор играл ключевую роль. Решающей была сила удара. Теперь же судьи отошли на второй план, все удары в корпус засчитывают датчики. Поэтому решающей стала не сила удара, а точность попадания.
– Психология важна в бою?
– Конечно. Тот, кто больше хочет победить, тот и побеждает. И тот, кто сильнее духом и крепче нервами. А ещё важно находить в себе силы, когда уже находишься на последнем издыхании и когда совсем не остаётся времени до конца поединка. Важно собраться в последние мгновения.
– Ты настраиваешь себя на бой? Как?
– Настрой на бой происходит задолго до состязаний. Как ты тренировался на сборах и во время подготовки к соревнованиям, таким настрой и будет. Если сделал всё для победы, то и будешь в ней уверен. А если недорабатывал, то уверенности не будет. Плюс важна концентрация перед боем. Перед поединком нужно хорошо представлять, как он будет проходить, просчитывать варианты развития событий.
– Напоминает шахматную игру.
– Так и есть. Нужно не только оказаться сильнее противника, но и суметь обыграть его. Иногда, к примеру, требуется пожертвовать одним баллом, чтобы получить три.
– Какие качества в человеке развивают восточные единоборства, в частности тхэквондо?
– Силу духа прежде всего. Терпение, уважение к своему сопернику. Как правило, такое отношение к людям проецируется и на жизнь.
Один к ста
– Как ты пришел в тхэквондо?
– Можно сказать, набрали по объявлению. До школы я занимался спортивной гимнастикой, но неудачно упал и сломал руку. И стал ходить на ушу просто для того, чтобы её разработать. Чуть позже, уже в 13 лицее, в котором я учился, увидел объявление о наборе в секцию восточных единоборств. Так я попал в тхэквондо, причём сразу к Сергею Петрову. Все прошедшие 17 лет он остаётся моим тренером.
– Специалисты говорят, что из ста воспитанников спортивной секции выходит только один профессиональный спортсмен. Действительно так?
– Да, так и есть. У Сергея Петрова – если взять все группы и всех возрастов – занималось порядка двухсот воспитанников, из которых действующих спортсменов осталось человек десять. Но есть и те, кто стали тренерами. В любом случае, тех, кто завершил спортивную карьеру, значительно больше.
– Почему так происходит?
– С одной стороны, обстоятельства жизни. К примеру, тренер видит в юном спортсмене будущего чемпиона, а его родители переезжают в другой город и забирают ребёнка. Нередко в таких случаях на спортивной карьере ставится крест. С другой – спортсменам может не хватать упорства. Бывает, что долгие тренировки не приводят к желаемому результату, и тогда многие начинают искать пути самореализации на стороне. К тому же в подростковом возрасте много соблазнов.
– Приходится делать выбор.
– Да. Ведь даже малый успех – гарантированные жертвы. Временем, друзьями, близкими, учёбой. Это важно понимать.