В 2020 году в Карелии конкурс «Педагог года» состоялся в дистанционном формате. Выиграл его Григорий Сузи, учитель истории из гимназии №17 Петрозаводска. В конце января этого года Григорий побывал в Волгограде, где проходил российский финал конкурса. Наш разговор с учителем, который на весь год стал внештатным советником министра образования республики, о цифровых детях и политике.
Стремление к эффективности
Мария Голубева, «АиФ Карелия»: Григорий, в школах Петрозаводска завершился этап дистанционного обучения. Как Вас изменил этот опыт?
Григорий Сузи: Период дистанционного обучения, действительно, стал серьезным испытаниям для всех: учителей, учеников и их родителей. Нужно было находить новые методы и инструменты, мириться с тем, что иногда подводит техника. Конечно, продуктивность дистанционного обучения, особенно когда мы только перешли на дистант, была ниже традиционных оффлайн-занятий. С другой стороны, опыт дистанта показал, что при желании можно работать и удаленно, и даже находить в этом некоторые плюсы. Так, я начал записывать видеоуроки для своих учеников и буду делать это дальше, потому что это помогает даже на традиционных уроках в школе.
- А ученики? Какими стал они? Возникли ли сложности с дисциплиной и, так называемым, усаживанием детей за парты?
- Многие коллеги говорят, что после дистанта ученики пришли в школы как будто после летних каникул: им сложно включаться в работу, сидеть 40 минут за партой. Так как я работаю в старших классах, то особенной проблемы с дисциплиной и усидчивостью я не заметил. Правда, 11 классы уходили на дистант только на месяц...
- Сейчас все чаще транслируется мысль о том, что цифровые дети - это беда общества. А что видите Вы?
- Если общество постепенно становится цифровым, то почему цифровые дети - это его беда? Если взрослые не могут представить свою жизнь без гаджетов, то почему дети должны от них отличаться? Взрослые должны спрашивать в первую очередь с себя, какие ценности мы передаем подрастающему поколению, а не сетовать на то, что дети так сильно изменились.
Живем не на Луне
- Как Вы относитесь к тому, что на митинги с политической подоплекой приходят школьники, а спрашивают за это с учителей и школы?
- В нашем обществе школу, с одной стороны, постоянно критикуют за ее «оторванность от реальной жизни». С другой стороны, от учителей ждут, что они будут заботиться о детях и решать их проблемы чуть ли не круглосуточно. За все, что происходит в школе - несет ответственность учитель и классный руководитель, это понятно. Но даже вне школьных стен чувство ответственности никуда не уходит и заставляет многих учителей быть на связи всегда и везде.
Еще Януш Корчак говорил о том, что школа находится не на Луне. Дети прекрасно видят происходящее, в том числе и политические процессы… Политика пронизывает нашу жизнь и отгородить школу от нее невозможно. Школьники видят происходящее в стране и естественно задают себе и окружающим вопросы - и это нужно только приветствовать, только так может появиться гражданское общество.
Но я как учитель не буду давать однозначных ответов на эти вопросы учащихся. Не чувствую за собой такого права, в конце концов могу и сам ошибаться. Школа должна учить задавать эти вопросы, а любая политика стремится дать на все однозначный ответ. Я думаю, что школа должна оставаться вне политики, как оппозиционной, так и официальной.