На проезд билета нет. Пассажиры жалуются на сбои в терминалах оплаты

В петрозаводских маршрутках оплачивать проезд банковской картой можно с августа 2020 года, но нередко при расчёте возникают эксцессы. Терминал то списывает двойную сумму, то отказывается принимать платёж.

   
   

Чья вина?

Часто причиной тому служит банковская система, по тому или иному поводу вносящая в стоп-лист карту клиента. Первая волна сообщений о списании лишних денег при оплате проезда поднялась в июне-июле, а вторая – в начале сентября. Перевозчики и водители по обращению возвращали переплату, но в то же время советовали обращаться напрямую к ООО «Дарапти» – оператору автоматизированной системы учёта оплаты проезда в республике. Вопрос вроде бы урегулировали, но тут же появилась другая напасть.

«Разберитесь с перевозчиками, – говорит петрозаводчанка Анастасия Громова. – Они вносят банковские карты в чёрный список, чтобы оплату производили наличкой. Аргументируют тем, что на карте когда-то при оплате не было средств. У меня всегда есть деньги на карте. Ещё и спорят, как будто лучше меня знают историю моего баланса. Мол, это вина пассажиров, что их терминал не работает. Услуга оказана. Говорят, носите с собой наличку. А я не хочу наличкой, у меня есть карта – у них терминал. Вечером всё работало, а наутро карта в чёрном списке. И так несколько раз было».

Как пояснили в мэрии Петрозаводска, в стоп-лист банковская система вносит карту автоматически. Причины могут быть разные: недостаток средств, блокировка операций банком-эмитентом или технический сбой. В чёрном списке карта или нет, проверить можно либо на специализированном интернет-портале «Расчётные решения. Транспорт», либо непосредственно на сайте «Дарапти». Однако и это не панацея.

«Странно получается, – замечает Анастасия Громова. – Вечером всё было нормально, а на следующий день в маршрутах, на которых постоянно езжу – автобус №9 и №26, карта оказалась в стоп-листе. Предприятия перевозчиков разные. Я проверила на сайтах всю историю оплаты своих проездов. Задолженностей нет. Но карта всё равно в стоп-листе».

Требуется внимательность

Причиной недоразумения может служить арифметическая ошибка в собственных расчётах. Пассажиры перечисляют на карту небольшие суммы, в результате снова и снова попадая впросак.

«Наиболее распространенная причина – недостаток денег на счёте, к которому привязана карта, – поясняет юрист Евгений Батищев. – Как правило, в этом случае система будет в течение суток пытаться списать денежные средства за проезд. Если проблема в отсутствии денег на счёте, а поездок было несколько, то при пополнении счёта деньги списываются одновременно за все поездки. Если система не может списать деньги, она заносит карту в стоп-лист».    
   

Исключить карту из чёрного списка легко – достаточно просто пополнить баланс для погашения задолженности. Обычно системы оплаты настроены так, что карта автоматически исключается из стоп-листа. Если такой способ не сработал, то следует зайти в личный кабинет системы оплаты проезда и погасить долг собственноручно. Также можно решить вопрос и через личный кабинет банка, где потребуется подтвердить неоплаченные поездки и снять ограничение по карте.

Кто в своём праве

Ещё один спорный момент – способ оплаты. Вправе водитель требовать наличные деньги при наличии терминала или нет? Как поясняет юрист Анастасия Анушина, пассажир имеет право выбрать любой вариант оплаты, но есть одна тонкость. А именно, обеспечить оплату через терминал обязан только тот перевозчик, чья выручка превышает 20 миллионов рублей в год. Такова статья №16.1 закона о защите прав потребителей. В большинстве же случаев водители арендуют автобусы, будучи зарегистрированными в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей. 20 миллионов здесь никак не выходит, а поэтому и оплатить проезд наличкой в таком случае – вполне законное требование.