Чего карельский бизнес ждет от нового руководителя региона?

Перемены в управлении регионом могут привести к изменению и экономической ситуации в Карелии. И хотя перед любым управленцем во главе республики встают вполне объективные трудности, но очень многое зависит и от личностных качеств руководителя региона. Поэтому перемены во власти руководитель «Союза промышленников и предпринимателей» Петрозаводска Сергей Авишев встретил с оптимизмом.

   
   
Фото: Из личного архива

Революции не будет

Сергей Хорошавин: Как карельский бизнес воспринял перемены во власти?

Сергей Авишев: Конечно, в некой идеальной ситуации бизнес не очень любит, когда меняются персоналии во власти. В нашей стране, как известно, очень многое зависит от личных отношений, и поэтому предприниматели, как правило, предпочитают стабильность и сохранение неких установленных правил игры. С другой стороны, мы понимали, что в сентябре в Карелии в любом случае должны были состояться губернаторские выборы, и их итог казался не столь очевидным. Как мы знаем, в Карелии уже есть прецеденты, когда на выборах неожиданно для всех побеждал «технический кандидат». Было ощущение, что вероятность такого исхода достаточно велика, и поэтому власть могла смениться самым непредсказуемым образом. В этой ситуации почти плановая ротация, которая произошла когда Александра Худилайнена, обладающего высоким «антирейтингом», заменили на Артура Парфенчикова, к которому изначально благорасположено немало жителей Карелии, как мне представляется, пойдет только на пользу. Нет сомнений, что, во-первых, Парфенчиков не будет устраивать каких-то революций, вряд ли будут рваться установленные связи, во-вторых, у меня нет никаких сомнений, что он победит на губернаторских выборах. Таким образом стабильность сохранится, а Карелия в целом получила новые возможности для развития, и это хорошо.

Короля сыграла свита

- А с чем связан такой «антирейтинг» прежнего губернатора?

- В Карелии, к сожалению, есть целый ряд объективных трудностей, с которыми очень трудно справиться любому руководителю региона, независимо от его личных и деловых качеств. Климат у нас не переделаешь, расстояния не изменишь, а это значит, что каждую зиму мы будем с тревогой ждать аварийных ситуаций на коммунальных сетях, а каждое лето тратить огромные деньги на ремонт дорог, и это будет прямо отражаться на возможностях бюджета Карелии, да и на социальном самочувствии граждан. Соответственно, любой руководитель, который поработает в регионе несколько лет, неизбежно «соберет» в свой адрес немало критики. Кроме того, в Карелии элементарно не хватает денег - у нас очень мало крупных предприятий, небольшая численность населения -  это ведет к постоянному дефициту республиканской казны.

Надо отдать должное Александру Петровичу Худилайнену, который в этой, прямо скажем, непростой ситуации продемонстрировал и энергичность, и работоспособность. При Худилайнене были фактически спасены несколько крупных предприятий, удалось вытянуть моно-город Надвоицы, который оказался буквально на грани краха, благодаря личной энергии экс-губернатора удалось добиться принятия Федеральной Целевой Программы развития Карелии до 2020-го года.

К сожалению, при этом мы обнаружили, что у лоббистского потенциала Худилайнена есть потолок. Пробить ФЦП региону удалось, однако наполнить её деньгами в условиях сократившихся возможностей федерального бюджета - уже нет. В результате появились проблемы, которые теоретически могли бы быть решены оперативно, но на деле не решались годами. Кроме того, вспомним пословицу - «короля играет свита». Лично к Худилайнену претензий быть не может, но, к сожалению, очень многие специалисты-варяги, которых он привез с собой и назначил на ключевые должности в правительстве, так и не смогли найти общий язык с местной политической и экономической элитой. В результате, как мы помним, многие из них бесславно завершили свою карьеру, уволились, уехали, а кто-то и вовсе попался на коррупционных скандалах, со всеми вытекающими последствиями. И хотя к концу срока полномочий Александра Худилайнена количество публичных скандалов снизилось, но в целом определенное неприятие и недоверие между его командой и местными кадрами сохранялось, и это тоже влияло на общее восприятие губернатора в Карелии.

   
   

- Но ведь Парфенчиков тоже приехал из Москвы и наверняка привезет с собой кого-то из московских управленцев…

- Вы правы, но у нового и.о. руководителя региона есть безусловное преимущество - он родился в Петрозаводске, вырос в Карелии, делал карьеру в регионе, дослужившись до кресла прокурора карельской столицы. Он хорошо знает всю нынешнюю экономическую и политическую элиту, прекрасно знает республику и те трудности, которые есть в регионе. Ему будет не трудно сформировать команду из людей, которых в Карелии и знают, и уважают. А если он кого-то и привезет с собой из Москвы, то очень много шансов, что это будут, собственно говоря, такие же люди, как и он сам  - выходцы из Карелии, поработавшие в Москве, но сохранившие корни и связи в Карелии. В общем, варягом его назвать нельзя, и это уже неплохо.

Силовик и экономика

- При всем этом у Парфенчикова есть одна особенность, о который вы уже упомянули. Вся его жизнь и карьера были связаны с работой в силовых органах, а это, согласитесь, накладывает свой отпечаток. Любой человек за десятилетия службы привыкает к тому, что его приказы выполняются беспрекословно… Но руководитель региона оказывается перед необходимостью не только отдавать приказы подчиненным, но и вникать в социальные конфликты, разбираться с экономическим проблемами, помогать культуре, спорту, в общем - целый перечень проблем и вопросов, которыми силовики не занимаются…

- И вы опасаетесь, что Парфенчиков не справится? Полагаю, что тревога - беспочвенная. Новый руководитель региона уже подчеркнул, что революцию он устраивать не будет, и спокойно, сохранив на местах специалистов, в течение полутора-двух месяцев будет вникать в текущее положение дел в регионе. То есть, если по каким-то специфическим вещам он не сможет что-то сразу понять, то у него найдется, кому проконсультировать. К тому же, руководитель региона и не должен быть специалистом во всех вопросах. Его главные достоинства - это умение подбирать кадры и лоббистский потенциал. Артур Парфенчиков руководил огромным ведомством, и уж по части кадровой политики он, как полагаю, очень хорошо подкован. Понимает и разбирается в людях. Что до возможностей продвижения интересов республики в федеральном центре, то и с этой точки зрения потенциал Парфенчикова гораздо выше, чем у любого из его предшественников. Я думаю, что он может буквально по одному телефонному звонку заходить на прием в те кабинеты, в которые любому прежнему руководителю приходилось записываться за месяцы. И это, согласитесь, многое значит.

Да и не надо недооценивать его экономические познания. Все-таки Федеральная Служба Судебных Приставов - это огромная структура, в которой руководителю так или иначе, но приходится решать и хозяйственные вопросы функционирования системы.  

Вспомнить про малых и средних

- А что ждет карельский бизнес от нового руководителя региона?

- Надеемся, что он повернется лицом к малому и среднему предпринимательству. Пока ситуация в республике складывалась так, что власти занимались в основном развитием крупных предприятий и сосредотачивали усилия на привлечении в регион сторонних инвесторов. При этом карельские предприниматели -  те, кто занимается торговлей, производством пиломатериалов, выпуском какой-то готовой продукции, оказанием услуг населению - оказывались на втором плане. Власти считали, что вот, к примеру, Кондопожский ЦБК надо поддерживать: на нем работают тысячи людей, он - градообразующее предприятие в городе. Понимаю логику.

Однако, на десятках малых и средних предприятий тоже работают, в общей сложности, тысячи людей, и хотя банкротство любого из них само по себе не становится трагедией для экономики, но закрытие уже десятка таких небольших предприятий по последствиям вполне сравнимо с прекращением работы крупного завода. Эти последствия просто не так заметны, они «размазываются» по времени и территории, но находят свое отражение и в печальной демографической статистике, и в цифрах по миграции населения из Карелии, и в общем уровне жизни региона.

Поэтому надеемся, что новый и.о.главы будет слышать и голоса малого и среднего бизнеса, что программы поддержки будут увеличены, что, наконец-то, в Карелии обновится и заработает региональное отделение Российского Союза Промышленников и Предпринимателей, которое все последние годы существует, по моему мнению, просто для галочки. Нужны новые люди, новые идеи, новые подходы. Мы же со своей стороны всегда готовы протянуть руку помощи и подставить плечо власти для конструктивного взаимодействия. В конечном итоге, наши цели полностью совпадают - и власть, и бизнес прямо заинтересованы в улучшении социально-экономической ситуации в регионе.

Смотрите также: