Карельская экономика - часть российской, и поэтому регион переживает те же трудности, что и вся страна. Как в этом году выживал карельский бизнес, какие надежды он возлагает на следующий год и есть ли надежда увидеть свет в конце тоннеля «АиФ-Карелия» рассказал председатель Союза промышленников и предпринимателей Петрозаводска Сергей Авишев.
Готовы работать дальше
- Декабрь - месяц, когда подводятся итоги года. Как карельская экономика пережила 2016-й год, есть чувство, что мы преодолеваем кризис?
- На данный момент, по моему мнению, можно говорить о том, что экономика вышла на своеобразное плато. Лучше не становится, но и обвал прекратился. Вала банкротств уже нет, но и про какие-то крупные проекты говорить не приходится. Бизнес понемногу приспособился к новой реальности, оптимизма мы не теряем, но и радужных надежд не испытываем. Готовы, стиснув зубы, работать дальше. Собственно говоря, любой житель Карелии может наблюдать это собственными глазами. Что в последнее время строилось или открывалось в республике? Чаще всего это или объекты, построенные за счет госбюджета, причем по большой части - за счет федерального бюджета, или какие-то здания, магазины, которые открывались в Карелии различными федеральными игроками. К примеру, в Петрозаводске построили новую «Ленту», приближается открытие строительного гипермаркета «Леруа Мерлен» - это, конечно, тоже позитивные изменения, так как появление этих объектов дает новые рабочие места, дополнительные налоги на Фонд оплаты труда. Но надо понимать, что федеральные сети развиваются по своим собственным планам, и их появление в регионе совсем не свидетельствует о каком-то оживлении экономики самого края. Кроме того, вся прибыль, полученная этими сетями, из региона уходит. Собственно же карельский бизнес такими успехами похвастаться не может. Наоборот, тенденция замены республиканских сетей федеральными продолжается. За год, к примеру, карельский «Лотос» продал два крупных магазина, которые заменила сеть «СПАР». Так что, увы, про какие-то прорывы региональных предприятий и карельского бизнеса говорить не приходится. На эту ситуацию, конечно, повлияла и политическая неопределенность, связанная с выборами этого года, и поэтому можно прогнозировать, что в первом квартале 2017- положение дел изменится.
Пугливый бизнес
- Почему вы называете именно эти сроки?
- Смотрите сами - начиная с прошлой весны и все лето в Карелии шла предвыборная кампания. Потом состоялось собственно голосование, осенью происходило (и не закончилось, кстати, до сих пор) установление новой конфигурации политических сил в регионе, а в начале года должно быть принято принципиальное решение - идет ли на перевыборы глава Карелии Александр Худилайнен. Сам он не против, да и экономические показатели скорее говорят в его пользу, но пока официально это намерение не провозглашено. А бизнес - он ведь очень пугливый. Особенно в ситуации кризиса, когда денег стало ощутимо меньше, и рисковать ими не хочется. Разумеется, это не означает, что инвестиции невозможны. Как известно, деньги не должны лежать «мертвым грузом», им надо работать, и именно сейчас есть возможность приобрести сравнительно недорого какие-то активы, вложиться в какие-то проекты, которые на новом витке развития экономики (а он обязательно будет) смогут принести ощутимую прибыль. Но на это надо решиться. А это сложно, особенно пока остается политическая неопределенность, не до конца ясны правила игры, и предприниматели не очень понимают - а с кем во власти и о чем договариваться. Может быть, это не очень касается крупных корпораций, понятно, что с гигантами будет работать любая городская и региональная власть, но малый и средний бизнес очень сильно зависит от персоналий во власти и поэтому будет дожидаться какой-то окончательной политической стабилизации.
Закономерное падение
- Пока предприниматели ждут, экономика не развивается. К примеру, тот же туризм, которым Карелия традиционно гордится. Если год назад республика входила в ТОП-10 самых популярных для внутреннего туриста направлений отдыха, то в 2016-м году мы стали только 22-ми. Почему так, о чем это свидетельствует?
- Эксперты дают такому факту вполне понятное объяснение - плохо развитая туристическая инфраструктура. У нас элементарно не хватает туристических баз, гостиниц, а до тех, что есть, тяжело добираться, да и стоимость размещения весьма значительна. В результате, в прошлом году люди приехали, посмотрели, поставили «галочку», а в этом году повторно в Карелию не поехали. Что такая ситуация возможна, эксперты - и мы в том числе - предупреждали еще в 2015-м году, рекомендуя направить усилия власти на разработку и поддержание различных туристических брендов региона, на поддержку внутреннего инвестора, на помощь туристическим фирмам и предпринимателям, работающим в сфере туризма. Нельзя сказать, что ничего не было сделано, но - судя по результатам года - того, что было сделано, явно недостаточно. Надо понимать, что Карелия никогда не сможет конкурировать с тем же Крымом по климату и температуре воздуха, поэтому нам надо заманивать туриста какими-то специальными предложениями. Фестивали, конкурсы, спортивные соревнования… Начали, к примеру, проводить международные гонки на ездовых собаках - и отлично, люди приезжают посмотреть, поучаствовать, оставляют здесь свои деньги. Однако при этом наша традиционная «Онежская регата», в которой участвовало до сотни парусников, и которая уже претендовала на важное место во всероссийском спортивном календаре, хиреет с каждым годом и все больше превращается в мероприятие местного значения. Отличная идея была придумана 15 лет назад - «Олонецкие игры Дедов Морозов». Помню репортажи на федеральных каналах, участие иностранных гостей, но раскрутить эту идею, вывести её на уровень хотя бы резиденции Деда Мороза в Великом Устюге мы не сумели. Получился интересный фестиваль, но - опять-таки местного значения. И так далее, таких примеров множество. Мы не развиваем того, что у нас есть, и поэтому падение туристического интереса к нашей республике - закономерно. На будущий год, с учетом трагедии на Сямозеро, итоги работы карельской туристической отрасли могут упасть еще больше.
Поддержать предпринимателя
- Как в этой ситуации работает ваш Союз промышленников и предпринимателей Петрозаводска? Бизнес получает ту поддержку, которая ему требуется?
- Подводя итоги этого года, можно с уверенностью сказать, что он прошел недаром. Наша работа нужна и востребована в городе. За 2016 год мы провели более 500 консультаций субъектов предпринимательской деятельности. Более 80 коммерческих компаний стали в текущем году членами Союза промышленников и предпринимателей города. В печатных и электронных СМИ нами опубликовано более 50 комментариев, публикаций и статей. Подписан ряд стратегических соглашений о сотрудничестве. В том числе, кстати, и с Фондом «Дом Российско-Китайской Дружбы». На протяжении всего года Союз промышленников и предпринимателей города Петрозаводска принимал активное участие в реализации социальных проектов на территории Петрозаводского городского округа. Мы оказывали помощь в проведении социальных мероприятий, помогали малоимущим, поддерживали культуру и искусство, содействовали молодежному сообществу, способствовали развитию общества. И приятно, конечно, что наши партнеры оценили эту работу. В том числе и я сам за год был отмечен шестнадцатью благодарственными письмами наших партнеров, награжден орденом общественного признания «Честь и Мужество» за активную гражданскую позицию и многолетнее участие в общественной жизни Республики Карелия, награжден благодарственным письмом Законодательного Собрания Республики Карелия за активное участие в общественной жизни Петрозаводска. Воспринимаю эти награды не только как поощрение своей личной работы, но и как подтверждение того, что наша организация в целом движется правильным курсом, наша работа востребована и нам удается вносить свой вклад в развитие экономики города и региона.