Депутаты действовали в интересах большинства. Новый минимум для пенсионеров

Ольга Богатеева

Карельские депутаты приняли решение о снижении прожиточного минимума пенсионеров в республике с 8809 до 8540 рублей.

   
   

Решение, на первый взгляд, непопулярное, однако парламентариям пришлось пойти на него, так как снижение произошло на уровне всей России, и упорство карельского парламента привело бы к потере почти 700 миллионов рублей. О том, как действовали депутаты, рассказала представитель Беломорского района в Законодательном Собрании республики Ирина Кузичева.

Общероссийское снижение

Андрей Воробьев «АиФ-Карелия»: Ирина Викторовна, объясните, что такое этот самый «прожиточный минимум» и для чего он нужен практически?

Фото: Из личного архива

Ирина Кузичева: Прожиточный минимум пенсионера  - это та цифра, ниже которой пенсия быть не может. В случае если по каким-то причинам у человека пенсия меньше, чем установленный минимум, то государство доплачивает необходимую сумму. К примеру, в 2016-м году в России (и в Карелии также) этот минимум был установлен на уровне 8809 рублей. Если, условно говоря, у человека пенсия была ровно 8000 рублей, то государство доплачивало ему до минимума 809 рублей. Этот минимум утверждался в срок до 1 ноября и несколько лет подряд ежегодно повышался.

- А почему этот год стал исключением и депутатам пришлось идти на снижение этого уровня?

- Дело в том, что произошло уточнение данных прогноза индексов потребительских цен на продукты питания в 2017 году, проще говоря, инфляция к концу 2016 года оказалась ниже, чем ожидалось в соответствии с прогнозными показателями, но, на мой взгляд, сказываются последствия кризиса и дефицит российского бюджета. И в этой ситуации регионы оказались перед выбором – либо мы вслед за федеральной властью снижаем прожиточный минимум, и тогда по-прежнему расходы на доплату несёт федеральный центр, либо мы сохраняем или повышаем прожиточный минимум по отношению к общероссийскому. Но в этом случае все дополнительные расходы легли бы на республиканский бюджет. В России только 14 субъектов имеют возможность обеспечивать социальную доплату к пенсии за счет регионального бюджета. Федеральный закон четко разделяет полномочия центра и субъектов: если величина прожиточного минимума в субъекте установлена ниже или равна российскому, то доплата будет происходить за счет федерального бюджета. Если будет выше, то вся сумма должна быть оплачена за счет регионального бюджета.
Ситуация, при которой мы бы часть денег брали на себя, а часть доплачивала бы российская казна - невозможна. Платить пришлось бы полностью, и по прогнозам Правительства Карелии это проделало бы «дыру» в региональном бюджете размером около 700 миллионов рублей в год. Сумма для республики – огромная. Мы бы не смогли в этом случае выполнять иные социальные обязательства – платить зарплаты бюджетникам, выплачивать адресную социальную помощь и так далее.

Вынужденная мера

- Как объяснить то, что у нас минимум снижали в 2 этапа – сначала до 8593 рублей, а в минувший четверг еще до 8540 рублей?

   
   

- Согласна, что это со стороны могло выглядеть не очень профессионально, и депутаты в момент обсуждения, прежде всего на профильном комитете, высказали в адрес Правительства Республики недовольство о недоработках. Причиной стало то, что в процессе рассмотрения нашей карельской нормы федеральный прожиточный уровень был повторно скорректирован, и наше первое решение уже не соответствовало российскому стандарту.

- Какого количества людей коснётся новое решение?

- В Карелии пенсии получает порядка 224 тысяч человек. Для 90% из них – ничего не изменится. Республика и раньше утверждала наш прожиточный минимум соразмерно федеральному, и это решение никогда не вызывало такого внимания и критики. Меньшая доплата будет у примерно у 10% пенсионеров – в основном это или те, кто получают т.н. «социальные пенсии», или у людей, которые вышли на пенсию, не отработав полностью трудовой стаж и, соответственно, получили минимальную пенсию. Вместе с этим необходимо отметить, что Правительством РФ готовится законопроект, который сохранит социальную доплату для этой категории пенсионеров на уровне 2016 года, естественно тем, кто ее получал. В случае принятия этого решения в расчетах с пенсионерами ничего не изменится. Обсуждая этот вопрос, важно понять – речь идет больше о межбюджетных отношениях, чем о величине пенсии конкретного человека. Ситуация сложилась такая: или депутаты идут на снижение прожиточного минимума, или нам придется «по-живому» резать бюджет, снимая деньги с иных первоочередных нужд. В нынешней же ситуации мы понизили прожиточный минимум, но, по крайней мере, не потеряли деньги на эту доплату из федеральной казны. Отмечу, что при обсуждении закона даже депутаты от оппозиции соглашались с тем, что нам пришлось идти на этот шаг. К сожалению, вокруг темы произошло много спекуляций и умышленного раздувания конфликта. Для того чтобы объяснить все четко своим избирателям, я более часа беседовала с министром социальной защиты Карелии Ольгой Александровной Соколовой, убедилась во всем сама.

Смотрите также: