За рубеж по цене плацкарты. Пенсионерам начнут оплачивать проезд за границу

Пенсионный фонд начнёт оплачивать пенсионерам Крайнего Севера проезд к месту отдыха за границей. Как выяснилось, министерство труда страны попросту решило узаконить судебную практику последних лет – ведь в 99% случаев льготники добиваются возмещения транспортных расходов через суд. Поправки в федеральный закон будут приняты по инициативе депутатов из Карелии.

   
   

Практика показала

Пока что пенсионеры-жители Крайнего Севера могут получить компенсацию затрат на проезд лищь в том случае, если отдыхать они едут по России. Причём речь идёт не только собственно о Крайнем Севере, но и о приравненных к нему местностях. Таких, к слову, немало – от Карелии и Архангельской области до Приморья и Хабаровского края. Льгота предоставляется раз в два года, а расходы на транспорт возмещают как наличными, так и билетами. Правда, не больше чем в размере стоимости плацкарты или эконом-класса в самолёте, каюты третьей категории речного судна или четвёртой-пятой – морского.

Фото: сайт Законодательное собрание Карелии

«Неработающие пенсионеры, выезжая в отпуск за границу, получают отказ пенсионного фонда в компенсации проезда к месту отдыха по территории России на основании того, что закон предусматривает выплату к месту отдыха, расположенного на территории нашей страны», – констатирует депутат Законодательного собрания РК Алексей Исаев.

На первый взгляд предложенные местными парламентариями поправки выглядят популистскими. Дескать, народные избранники решили подкупить пенсионеров – как известно, самую активную части избирателей. Очередные льготы в обмен на поддержку на очередных выборах. Однако в действительности дело обстоит гораздо проще. Поправками в закон депутаты просто хотят закрепить «устойчивую судебную практику». Ведь в большинстве случаев пенсионеры оспаривают отказ в суде, и практически всегда судебные органы встают на сторону истцов. К примеру, в прошлом году в республике 651 из 652 исков был удовлетворён.

«Мы предложили изменить формулировку и сделать так, чтобы пенсионеры могли получать компенсацию сразу в пенсионном фонде, не теряя своего времени и сил, – говорит Алексей Исаев. – Другими словами, закон должен предусматривать компенсацию проезда к месту отдыха за границей по территории России. Таким образом, все юридические коллизии будут сняты».

Пенсионеры прежде всего

Однако возникает другой вопрос – о целесообразности нововведения. Всё-таки отбывающие на зарубежный отдых граждане тратят не последние деньги. Иначе говоря, такое новшество может идти вразрез с политикой адресной социальной помощи, на которую постепенно переходят в стране. Так, во многих регионах решение о предоставлении тех или иных льгот стали принимать, полагаясь не только на предоставленные справки. Скажем, в Ивановской области учитывают дополнительные доходы адресата соцподдержки, а в Татарстане – наличие дорогой недвижимости или автопарка из новых автомобилей. Как бы то ни было, эксперты положительно оценивают принятые меры.

Фото: КарНЦ РАН

«Считаю это абсолютно правильным, – делится мнением заместитель директора Института экономики КарНЦ РАН Николай Колесников. – В данном случае необходимо руководствоваться прежде всего интересами пенсионеров и только во вторую очередь – интересами развития экономики. Кстати, насколько мне известно, речь идёт о компенсации проезда в части путешествия по территории России, поэтому и интересы национальной экономики здесь также соблюдены».

   
   

Может показаться, что оплата проезда за границу будет противоречить мерам по развитию внутреннего туризма. Однако, вопреки расхожим домыслам, административными мерами туристический рынок никто регулировать не пытается. По словам Николая Колесникова, ограничение отдыха за границей рассматривать в качестве инструмента развития внутреннего туризма попросту неуместно.

Вдобавок ко всему цена вопроса невелика даже в масштабах страны. В прошлом году за компенсацией проезда за границу обратились 13,5 тысяч пенсионеров, а средний размер присуждённой выплаты составил 13,2 тысячи рублей. То есть расходы пенсионного фонда на оплату проезда за рубеж составят примерно 180 миллионов рублей. Для сравнения: всего на возмещение транспортных затрат пенсионеров-северян расходуется порядка 4 миллиардов 200 миллионов рублей.

Кстати
Депутаты ЗС РК выступили с ещё одной инициативой – компенсировать пенсионерам-северянам расходы на бензин. Разумеется, речь шла не обо всех поездках, а только на отдых. Однако министерство труда и соцзащиты предложение местных парламентариев не поддержало. Отказ в ведомстве объяснили заботой о здоровье пенсионеров. Всё-таки путешествие на автомобиле в случае людей старшего возраста сопряжено с риском.

Смотрите также: