Проблема с душком. Жители страдают от запаха нечистот

Уже больше десяти лет жителям Ключевой лето омрачает запах дерьма. Канализационный смрад фекалий то исчезает, то становится нестерпимым, однако неизбывно появляется из года в год. Источники зловоний хорошо известны – в отличие от перспектив решения проблемы.

   
   

Очистные не при чем

В очередной раз запах на Ключевой появился в начале июля. Тогда в Сайнаволоке обнаружили излив канализации и девять открытых колодцев на ведомственных канализационных сетях в районе главного коллектора. Излив устранили, колодцы закрыли – запах исчез. Однако уже к середине месяца поднялась вторая волна жалоб на нечистотные ароматы. Особенно непросто пришлось жителям многоэтажек в районе улиц Петрова и Кемской.

«Ладно бы ещё пахло чуть-чуть, но запах нестерпимый – настолько, что невозможно открыть окна, – рассказывает житель Петрозаводска Вадим Щетинин. – Но вы представляете, что значит в такую погоду закрытые окна?»

На этот раз предположительным виновником фекального амбре стали канализационно-очистные сооружения, расположенные в двух с половиной километрах от улицы Петрова. Специалисты АО «ПКС-Водоканал» выехали на место и провели замеры запаха, однако гипотеза не подтвердилась. Не обнаружили душок и в санитарной зоне очистных – то есть в радиусе 500 метров. С крышками люков тоже всё оказалось в порядке – колодцы были закрыты.

Впрочем, очистные сооружения попали в зону внимания скорее для галочки. Как пояснили в водоканале, здесь соблюдают санитарные требования, а также обновили систему компостирования за счёт нового оборудования стоимостью 20 миллионов рублей. Да и глава Петрозаводска Владимир Любарский ещё прошлым летом отмечал, что канализационно-очистные сооружения не при чем, а источники зловоний следует искать в частных заброшенных сетях.

Бизнес-ассенизаторы

В середине месяца к поиску источников было решено привлечь общественность. Таковых предположительно было несколько – жалобы продолжали поступать с разных концов Ключевой. В водоканале попросили горожан обратить внимание, не моют ли газовые цистерны поблизости с домом и не используют ли одорант, применяемый для определения утечек газа. Бесхозные сети и предприятия, экономящие на вывозе мусора со своей территории, тоже могут быть причиной смрада.

Но куда более серьёзная причина запаха – слив септиков. В Сайнаволоке и на Старой Кукковке у многих установлены именно такие элементы локальных очистных сооружений. Время от времени они требуют откачки, а значит, и слива. Услугу предоставляют ассенизаторы, которые по закону должны свозить отходы на сливные станции. На то требуется заключение договора с водоканалом, но оно стоит денег. Правда, денег совсем небольших – порядка 10-15 тысяч в год. Тем не менее предприниматели предпочитают сливать содержимое септиков в лесополосе и в колодцы. В частности, петрозаводчане не раз видели нарушителей в лесном массиве между Старой Кукковкой и Ключевой. Отсюда и запах в районе улиц Репникова и Сегежской.    
   

«Мы готовы принимать откаченные стоки на канализационно-очистных сооружениях, расположенных за Сайнаволоком, – говорит представитель АО «ПКС-Водоканал» Олег Гуменников. – Но ассенизаторы не готовы туда ездить – мол, далеко, а законным образом мы их заставить не можем. В городе принимать сточные воды не можем, потому что по санитарным нормам прием должен осуществляться не ближе 500 метров от жилых домов, а таких мест нет».

Все в частных руках

Ещё один источник зловоний – старые канализационные сети, находящиеся в частной собственности. Один из примеров – открытая труба за санаторием «Белые ключи». Она тянется к озеру и входит в главный городской коллектор. Когда люки не закрыты, происходит естественная вентиляция и запах разливается по округе. Другой пример – на территории завода «Авангард». Суд постановил привести здешнюю канализацию в порядок пять лет назад, но воз и ныне там. В итоге стоки изливаются на поверхность.

Владимир Любарский отмечал, что источники зловоний следует искать в частных заброшенных сетях.

Наконец, жители Ключевой связывают запах с собственно очистными сооружениями за Сайнаволоком. По свидетельству очевидцев, накопленные экскременты здесь не вывозят годами.