На лес золота. Как в Карелии восстанавливают участки после вырубок

В Кинелахтинском лесничестве проверяют состояние сосенок, высаженных в 2023 году. © / Фото из архива Пряжинского центрального лесничества / Минприроды Карелии

Жители Карелии не раз говорили, что их волнуют бесконтрольные вырубки леса в республике. Власти уверяют: их нет, а те объёмы, которые определены под делянки, активно восстанавливают.

   
   

Так ли это на самом деле, сколько гектаров леса засеивают и когда можно будет увидеть результат — об этом и не только в материале корреспондента «АиФ. Карелия».

«Щепки летят»

Жители Карелии убеждены: в республике деревьев вырубают больше, чем способны вырастить.

«У нас в Питкярантском районе лес валят — щепки летят. А ни одного саженца не посажено!» — заверяет местная жительница Людмила.

Как сообщили в Минприроды РК, земли лесного фонда на территории Республики Карелия составляют 14,5 млн га, из них земли, занятые лесными насаждениями, — 9,3 млн га.

«Арендаторы лесных участков заготавливают древесину на площади не более 28 тыс. га. Освоение расчётной лесосеки в Республике Карелия ранее составляло в среднем 65–68 %, но в последние годы в связи с введёнными санкциями снизилось до 50 %. На всех вырубленных площадях проводятся необходимые лесовосстановительные мероприятия», — заверили в профильном министерстве.

Как уточнили в Минприроды республики, территории засаживают сеянцами хвойных пород высотой 12 см, поэтому заметить свежие посадки, если специально их не искать, почти невозможно. По словам специалистов, результаты работ по лесовосстановлению можно будет увидеть минимум лет через пять: хвойные породы растут медленнее лиственных и к 10 годам достигают высоты не более одного метра, в то время как берёза или осина к 10 годам будут в высоту около 3–4 метров. После проведения мероприятий по лесовосстановлению проводятся агротехнические уходы и специальные рубки.

   
   

«Результаты работ по лесовосстановлению можно будет увидеть минимум лет через пять: хвойные породы растут медленнее лиственных и к 10 годам достигают высоты не более одного метра».

«Страшно представить, что будет, когда отменят санкции. Упущенное наверстают в разы. Я считаю, уже сейчас необходимо ужесточать контроль за вырубкой лесов и ввести санкции за негласное увеличение делянок», — предложила жительница республики Надежда.

Однако есть и другое мнение.

«Может, уже хватит падать в обморок от каждой увиденной делянки? Сегодня никто не пойдёт на превышение выделенных объёмов: слишком жёсткий контроль. И засеять в случае чего заставят в три раза больше», — уверен житель Карелии Егор.

«Поселить сибирский кедр»

В Карелии больше всего лес заготавливали в 60-е годы, превышая расчётную лесосеку на 150–160 тыс. га.

«Ежегодно мы засеиваем 10 тыс. га леса и в целом по итогам работы входим в топ-10 регионов страны по эффективности ведения лесного хозяйства».

«Сегодня расчётная лесосека не выбирается. В год лес выпиливается на территории 50–60 тыс. га. И хочу успокоить тех, кто волнуется за якобы «бесконтрольные» вырубки на территории Карелии. Уверяю: их нет! Те объёмы, которые определены под делянки, восстанавливаются. Ежегодно мы засеиваем 10 тыс. га леса и в целом по итогам работы входим в топ-10 регионов страны по эффективности ведения лесного хозяйства. Благодаря нацпроекту «Экология» мы продолжаем модернизацию питомников в республике, чтобы ещё увеличить их производительность», — прокомментировал глава Карелии Артур Парфенчиков.

По словам руководителя региона, 300 тыс. будущих сосен выращивают в одной теплице «Кареллесхоза». Всего же в Лахденпохском питомнике за год высаживают 1,2 млн сеянцев хвойных пород.

«Мы стараемся не только воссоздавать наш лес, но и обогащать его новыми культурами. Идея «поселить» в Карелии сибирский кедр оказалась удачной. Уже вырастили 18 тыс. саженцев: сейчас они набирают силу в городских парках, на школьных территориях и дачных участках. Теперь думаем высадить в качестве эксперимента отдельно плантацию кедра. Ну и про нашу карельскую берёзу, конечно, не забываем. Вместе с учёными продолжаем работу по её массовому выращиванию», — добавил Артур Олегович.

Лесовосстановление может быть искусственным и естественным, поясняют учёные.

«На недавнем экологическом совете мы попросили наших учёных дать оптимальное соотношение искусственного и естественного восстановления. Лес должен быть разный. Ведь те же вырубки дают ягоды, молодые лиственные леса, а это кормовая база для того же лося. Природой заложено обновление леса — треть пожаров из-за природных факторов, в первую очередь из-за сухих гроз. Но мы эти пожары тушим. Значит, обновление должно идти путём вырубок, — сказал Парфенчиков. — Животный мир разный и нуждается в разных лесах — молодых, среднеспелых, старых с буреломами».