Во все тяжкие. Семья латышей нелегально сбежала из Швеции в Россию

Семья латышей – мама, папа и трое детей – перешла государственную границу России и Финляндии через пункт пропуска около города Костомукша, чем поставила в тупик власти по обе стороны границы. Взрослые оказались без виз, а дети даже без заграничных паспортов. Но и это не все – отчаянная семейка попросила политического убежища в Российской федерации. Их история вызывает много вопросов, на которые еще предстоит ответить.

   
   

Инцидент на границе

Странность первая. Роналдс, Инита и трое их сыновей перешли границу фактически без документов, воспользовавшись, по их словам, моментом, когда финские пограничники просто отвернулись.

Дальше они попали на нейтральную территорию между двумя КПП и обратились к российским людям в погонах. Этих проскочить не получиться, но поставить в тупик можно. Что делать с европейскими гражданами, не имеющими документов на въезд? Более того, путешественники заявили, что им требуется политическое убежище. В истории погранслужбы такой случай припомнить сложно. Из трудной ситуации нашелся остроумный выход. Беглецов поселили в костомукшской гостинице, но под охраной. То есть гостиничный номер на время стал как бы нейтральной территорией. А дальше, пусть разбираются гражданские власти. На сегодняшний день правовой статус семьи уже урегулирован – их признали вынужденными переселенцами.

Вы говорите по-русски?

Странность вторая – это сама примесь политики. В наше непростое время она кого угодно приводит в невротическое состояние. Судя по всему, в этом случае это всего лишь яркая формулировка, которой воспользовались латыши, чтобы привлечь внимание к своей проблеме и найти помощь.

Роналдс и Инита переехали из Латвии в Швецию несколько лет назад. Глава семьи, столяр по профессии, нашел в северной Европе работу. Поселились они в небольшом городке, арендовали полдома – жили и растили троих детей. Обычная жизнь, как и у всех изменилась в феврале 2022-го. К семье, в которой в том числе говорят на русском языке стали присматриваться окружающие.

Роналдс выучил язык благодаря русской бабушке, а его жена постигла в школе. И хотя в России они не были (Роналдс – один раз в далеком детстве), общались на двух языках, а родившиеся дети естественно стали билингвами.

После начала СВО к семье стали возникать вопросы. Младшего ребенка игнорировали в детском саду, со старшим учителя начали проводить странные беседы в школе. Однажды в их дом нагрянула полиция. Кто-то из соседей заявил, что Инита пьяна. Оказалось, что у женщины был день рожденья, а мужа с детьми дома не было. Потом ей пришлось доказывать, что она не алкоголичка. Так или иначе, по словам беглецов, давление на них усиливалось: власти грозились отобрать детей. Так они решились на переезд и связались с посольством РФ в Стокгольме, но бюрократическая машина работает медленно, а шведские органы опеки быстрее – пришлось бежать.    
   

Бедные, но свободные

В нестандартных ситуациях с участием детей в дело включается карельский уполномоченный по защите их прав Геннадий Сараев. Он навестил семью в Костомукше и не нашел признаков жестокого обращения: адекватные взрослые, обычные озорные дети. Впрочем, суть претензий шведских органов опеки пока не известна, нужно разбираться в документах. Пока же местные власти оказывают неожиданным гостям посильную помощь: оплачивают гостиницу, кормят и даже выделили материальную помощь, так как у беглецов было с собой только 200 евро.