С безбожьей помощью. Воинствующие атеисты притихли после решения Сталина

В 1924 году в Карелии был создан «Союз безбожников», который позднее стал «Союзом воинствующих безбожников» (СВБ). Его основателем и бессменным руководителем стал Виктор Клишко, человек с прекрасными организаторскими способностями, идейной убежденностью, целеустремленностью, несгибаемой волей, бескорыстием и трудолюбием.

   
   
 
 

Тот, кто взорвал собор

В деятельности, которой Виктор посвятил свою жизнь, были проявлены чудеса изобретательности и предприимчивости. Он неутомимо сигнализировал чекистам и партийцам о церкви как «антисоветском повстанческом центре», а монастыри называл «складами оружия». Боролся с верой художественным словом (писал антиклерикальные стихи и частушки) и газетными агитками. Наконец лично брал в руки кувалду и фомку, чтобы сбросить крест с купола и разбить сброшенные колокола кафедрального собора. Емельян Ярославский, главный безбожник Советского Союза, ставил его в пример всем областным организаторам этого дела.

Тактика СВБ была чисто пропагандистской – всеми способами и непременно «от имени народа» компрометировать не только верующих и пастырей. Писателю Михаилу Булгакову в начале 1920-х попали в руки журналы «Безбожник». Его поразила глумливость, с которой авторы издания «Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника... Не трудно понять, чья эта работа. Этому преступлению нет цены». Такое «боевое издание» послужило толчком к замыслу одного из лучших романов ХХ века – «Мастер и Маргарита».

Сам Виктор Иванович, конечно, не казнил и, как говорится, пальцем не тронул ни одного из своих идейных противников, но газетная хула в их адрес заканчивалась арестами и расстрелами священников. Вторая по значимости сфера деятельности Клишко – «работа» по ликвидации действующих церквей. Его усилиями подготовлено закрытие нескольких храмов в районах республики и взрыв кафедрального собора.

Лето 1930 года. Снизу Виктора Клишко не видно. Но результат деятельности налицо. Креста на главном куполе кафедрального собора сейчас не будет. Фото: Национальный архив Карелии

Не сложивший оружия

Он продолжал активничать вплоть до 4 сентября 1943 года, то есть до встречи Иосифа Сталина с иерархами РПЦ. Тогда Сталин поручился, что, принимая во внимание патриотическую позицию церкви, она «может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства». Активисты СВБ растерялись и на время затихли, тем более что после войны в 1947 году союз богоборцев вообще был упразднен.

Однако Виктор Иванович не пал духом. Созданный в военном 1943 году Совет по делам РПЦ (СДРПЦ) стал для него последней возможностью продолжить любимое дело. Правдами и неправдами Виктор Иванович в 1950 году получил должность, сместив предыдущего уполномоченного по делам церкви в КФССР. На новом посту он пробыл недолго, но успел отдать должное любимому делу: закрывал действующие храмы, брал на учет партийцев, крестивших детей, собирал досье на священников и диаконов и требовал от властей (не без успеха!) непримиримости к любой религии.

Умер он в 1957 году, так и не довершив дела, полного уничтожения любых признаков религиозности общества. То есть фактической отмены декрета 1918 года о свободе совести, уравнявшего в правах и атеистов, и верующих.

   
   

Жалобы на колдунов и другие заботы

Чем еще памятно существование местной организации СВБ? Удивился, обнаружив, что довоенные интересы этой организации простирались очень далеко. Она занималась и мелочами: рассматривала жалобы на колдунов, вела учет всех «тихоновцев» и «обновленцев», доводила до сведения начальства данные о намерениях граждан построить церковь, купить колокол. Брала на учет всех, кто просил о снижении налогов со священников. Даже фиксировала содержание записок, которые несли учащиеся к гробнице Фаддея Блаженного (помогал сдавать экзамены), следили за тем, что поет и слушает молодежь (есенинщину!).

Но одновременно наши безбожники отчитывались за строительство и работу Дома отдыха в Песках  и Дома пятого дня отдыха (значит, курировали и эту сферу). И уж совсем удивительно было читать, что городская организация СВБ, что размещалась на месте нынешнего госбанка, вела активную переписку с заграницей. В 1932 году они снисходительно объясняли финскими коллегам, что церкви у нас закрывают только по постановлению самих верующих. И замечательна подпись под этим посланием: «С безбожным приветом, секретарь городского совета Н. Урицкий».

Впечатление, что ребята копили управленческий опыт и всерьез рассчитывали вот-вот принять власть от старшего поколения.