Этот некогда популярный среди мальчишек вид спорта в постсоветскую эпоху захирел, однако энтузиасты сохранились, и после обещания поддержки в республике была создана «Федерация мотокросса», которую возглавил Андрей Петрунин. За эти годы ему обещали помощь и поддержку все без исключения руководители республики и города, он своими руками и за свой счёт построил 3 трассы. Но по итогам - говорить о возрождении мотокросса не приходится, сам Петрунин задолжал миллионы в бюджет, а от всего проекта остались лишь красивые фотографии больших чиновников на фоне ревущих мотоциклов. О том, как разбиваются мечты, «АиФ-Карелии» рассказал Андрей Петрунин.
Громкие обещания
Сергей Хорошавин «АиФ-Карелия»: С чего началась эта история, финал которой мы сейчас наблюдаем?
Андрей Петрунин: С искреннего желания заняться возрождением мотоспорта в Карелии. В советское время он входил в систему ДОСААФ и рассматривался как необходимый элемент военно-патриотического воспитания молодых людей. Ребята, которые занимались мотоспортом, получали еще в школе навыки вождения транспортного средства, на приличном уровне могли разбираться в моторах, ходовой части и так далее. Ценились и в армии - им подбирали соответствующие военные специальности. После того как началось сокращение всего и вся, система ДОСААФ была разрушена, и десятилетия в Карелии мотокросс был уделом энтузиастов. Я сам и мои товарищи «заболели» им еще в собственные юношеские годы, кто-то сумел передать эту любовь детям, и вот некоторое время это так и теплилось. А потом на фоне разговоров про патриотизм, стабильность и возрождение мы решили, что вполне можно восстановить систему подготовки спортсменов и в Карелии - тем более, что потребность есть. Начали обустраивать трассу на полигоне в Сулажгоре, провели первые республиканские гонки. Тогдашний новый глава Карелии Андрей Нелидов в юности сам занимался мотокроссом и обещал всяческую поддержку. Он торжественно покрасовался на трибунах, пофографировался, но, увы, считаю, что Нелидов нас в конечном счете обманул. Обустроенную нами трассу забрали, так как Минобороны сочло, что этот объект им необходим. Республиканские власти никак не помогли. Тогда мы попробовали получить поддержку у городских властей. История повторилась. Мы опять потратили деньги, и нас опять обманули.
Не работали? Платите
- Последней каплей, как понимаю, стал суд, по итогам которого выяснилось, что вы задолжали миллионы за аренду земли?
- Вот как это получилось. Адмнистрация Галины Ширшиной сначала пошла нам навстречу и передала в пользование бывший стадион ПЛМК в Соломенном. Мы обустроили этот заброшенный объект: сделали межевание, выкосили кустарник, которым зарос бывший стадион, вывезли с него тонны мусора, обустроили периметр, начали планировать дальнейшее развитие и проведение соревнований. Причем делалось это за счет членов Федерации - мы скидывались, выпрашивали технику у знакомых на день-два, нашлись добрые люди, которые помогли привезти грузовик с землей. Все просьбы в мэрию о помощи были, конечно, проигнорированы. Однако мы справились сами и начали уже планировать проведение соревнований, но тут выяснилось, что земля-то, конечно, отдана Федерации в аренду, но беговые дорожки (!) на ней принадлежат уже республиканскому автономному учреждению «Центральный стадион «Спартак». И надо освободить место! Мы подали в суд и в течение полутора лет доказывали, что беговые дорожки принадлежат городу. Всё это время, пока шли суды, мы не имели права работать на этой земле, в том числе проводить соревнования. Наконец суд выиграли, однако тут же выяснилось, что все эти полтора года город исправно начислял там арендную плату - плату за землю, на которой мы не имели права работать! Сумма платежей в общей сложности превысила 1 миллион 200 тысяч рублей.
Мы начали писать во все инстанции - от губернатора и мэра до Министерства обороны и администрации Президента. Путину писали, Медведеву, Шойгу. Из Москвы приходят формальные ответы, их снова направляют на рассмотрение местным чиновникам…Тем самым, которые нам-то и ставят палки в колеса. Получается замкнутый круг. За эти 8 лет в Карелии сменилось 3 губернатора, в Петрозаводске - 2 мэра, даже на уровне страны Президент Медведев уступил место Президенту Путину. Многие из тех, кто обещал нам поддержку, как и те, на кого мы жаловались, ушли, на их место пришли иные люди - а команды по мотокроссу в Петрозаводске как не было, так и нет. Все суды мы проиграли. На сегодня, получается, за свой счет я обустроил три трассы - но в итоге остался должен миллионы в бюджет.
Последний энтузиаст
- А как переживают происходящее члены Федерации?
- Плохо. Фактически, когда мы начинали, в нашей организации было 50 человек, и количество участников, конечно, росло бы с каждыми проведенными соревнованиями. Родители хотели, чтобы их дети занимались мотокроссом. Но прошло 8 лет, дети выросли, у кого-то поменялись приоритеты, а новую молодежь набирать неоткуда. Надежды-то никакой нет, и понять взрослых, которые не хотят «зарывать» спортивное будущее своего ребенка в землю, в буквальном смысле слова, можно. Так что, по сути, из активных членов Федерации остался я один, ну и несколько друзей -сочувствующих. Откровенно говоря, я и сам устал бороться. Сломали мечту. Нами попользовались все, кому было не лень - и власти, и оппозиция, каждый норовил сфотографироваться на фоне мотоциклов и использовать нашу проблему для своего личного политического продвижения. А когда доходило до дела, то оказывалось, что все слова о поддержке - это просто дым. Сейчас ко мне обратились общественники из Соломенного, которые предлагают начать всё заново: стадион-то есть, и обустройство на нем проведено.. Но я, наверное, перегорел. Сейчас в Петрозаводске есть ребята, которые развивают мотокросс как туристическое направление, есть клуб на Перевалке, моя же идея - о развитии мотокросса как своего рода военно-патриотического направления, подготовке ребят к службе в армии - так и не реализована.
- Но почему так - при всех разговорах о патриотическом воспитании?
- Я объясняю это тем, что люди во власти (и неважно, от какой они партии) сами не верят в свои слова. Они произносят дежурные фразы, а на деле - совершенно равнодушны ко всему, кроме своего кресла. Вот если есть конкретная экономическая перспектива (сформулирую так, осторожно), тогда у них в глазах загорается огонёк, и проблема начинает решаться. Если же у них нет ощущения, что на этом как-то и чего-то можно получить, то они начинают зевать, мотивация падает, интерес заканчивается. Вот и получается, что говорить правильные вещи - это одно, а если начинаешь что-то делать, то вот тебе - инструкция, вот тебе порядок документооборота, вот утвержденные арендные ставки - крутись как хочешь. А мы лучше с трибун про возрождение спорта в России поговорим.
Смотрите также:
- Карелия провалилась в рейтинге здравоохранения. Как вылечить медицину? →
- Наука о власти: почему «варягам» так тяжело управлять Карелией →
- Бизнесменам тут не место? →