Примерное время чтения: 5 минут
31

Застраховать вокруг пальца. Страховщики не прочь надуть автомобилистов

Мария Зверева / АиФ

Нередко при оформлении полиса ОСАГО водители сталкиваются с навязыванием дополнительных услуг и ошибками в расчёте его стоимости, а при возмещении ущерба – с отсутствием выбора между ремонтом и денежной компенсацией. Как не попасться на удочку страховщиков, разбирался «АиФ».

Требуйте возврата

Одна из наиболее распространённых проблем – завышение коэффициента бонус-малус. В переводе с латинского он означает «хороший-плохой». За безаварийное вождение водитель получает бонус – скидку при страховании автомобиля, если аварии все же случаются, то стоимость ОСАГО растёт. Так, при первом заключении договора страхования коэффициент бонус-малус равен единице. За каждый год езды без аварий стоимость страховки падает на пять процентных пунктов. Таким образом за десять лет она становится вдвое дешевле.

Но если, скажем, на шестой год водитель попадает в ДТП, то его коэффициент увеличивается со значения 0,7 до значения 0,95. Если же аварий за год случится три, то коэффициент уже подпрыгнет до максимального значения – 2,45. К примеру, изначально ОСАГО обошлось в 5500 рублей, то вместо 3850 деревянных придётся выложить почти 13,5 тысяч рублей.

К чему такая арифметика? Дело в том, что нередко страховые компании не пренебрегают возможностью воспользоваться невнимательностью водителей и завышают коэффициент бонус-малус. Как рассказывает автолюбитель Сергей Лёгкий, страховая компания в течение двух лет вместо пятидесятипроцентной скидки предоставляла ему только двадцатипятипроцентную. Водитель Андрей Клинов столкнулся с таким же обманом страховщиков, но заставил их установить настоящий коэффициент и вынудил вернуть переплаченные за все годы деньги.

«Занимаюсь страхованием и могу сказать, что действительно приходится сталкиваться с ситуациями, когда при оформлении не учитывают класс, либо специально, либо по техническим причинам, если говорить про электронный полис, – рассказывает представительница одной из страховых компаний Маргарита Власова. – А вообще восстановить КБМ не проблема, всё делается элементарно просто, при этом можно ещё и потребовать переплату по полису».

Проверить коэффициент бонус-малус можно на интернет-сайте Российского союза автостраховщиков – на портале есть специальный раздел. Что касается возврата переплаченных средств, то следует просто предоставить данные в страховую компанию и потребовать вернуть деньги.

Проще в офисе

Ряд неудобств доставляет и собственно процесс оформления электронного договора ОСАГО на официальных сайтах страховых компаний. Зачастую интернет-ресурсы не позволяют найти наименование нужной марки автомобиля или не дают ввести личные данные, ссылаясь на загадочные ошибки. Вход через «Госуслуги» тоже вызывает немало затруднений.

Возможно, именно поэтому водители предпочитают за оформлением полиса обращаться в офисы компании. Так, в одном из петрозаводских сообществ был проведён опрос: как удобнее оформлять полис ОСАГО? Из почти 800 проголосовавших больше 320 участникам опроса оказалось удобнее приехать для оформления страховки в офис компании. Желающих самостоятельно оформлять документы через интернет было на сто человек меньше. Выяснилось также, что больше 11% проголосовавших ездят без страховки. Данные одной из страховых компаний выглядят ещё хуже: треть виновников ДТП в Петрозаводске не имеют страховки.

Спорный момент

Ещё одна проблема – навязывание дополнительных услуг. Страховщики настойчиво предлагают заодно с оформлением полиса пройти платный техосмотр или заключить договор о страховании жизни, здоровья и имущества. С таким сервисом столкнулись треть опрошенных автолюбителей. Но, как пояснил общественник Владимир Бондарев, согласно федеральному законодательству, ни одна страховая компания не имеет права навязывать дополнительные соглашения к ОСАГО.

Фото: Общероссийский народный фронт

В большинстве случаев автомобилистам Карелии страховщики при возмещении ущерба не предоставляют выбор между ремонтом и выплатой. Впрочем, по закону они этого делать и не должны. При подаче заявления автомобилист указывает предпочтительный способ страхового возмещения, но, согласно федеральному закону №49 от 28 марта 2017 года, окончательное слово за страховой. Поэтому удивительно, что около 30% опрошенных водителей всё-таки право выбора имели. Вероятно, предпочтения страхователя и страховщика просто совпали.

В системе расчёта возмещения ущерба есть один спорный момент. При выплате страховой суммы страховщик учитывает износ автомобиля. Скажем, машина за пять лет потеряла четверть стоимости, тогда за разбитый бампер страховая начислит только 75% его цены. Но покупать-то автовладельцу всё равно придётся новый бампер. Отсюда следуют два вывода. Первый: чем старше машина, тем вероятнее возмещение ущерба деньгами. Проведенный опрос только подтверждает сделанное заключение – подавляющему большинству опрошенных автолюбителей предоставили именно денежную компенсацию. Второй вывод: объёмом такой компенсации водители должны оставаться недовольны. Так и есть. Почти половина участников опроса считает, что размер возмещения был недостаточен.

Впрочем, есть и положительные моменты. Большинство отмечает, что стоимость полиса за год практически не изменилась, а очередей в офисах компаний давно уже нет. Кроме того, больше половины водителей считает, что реформу по индивидуализации тарифа ОСАГО необходимо продолжить. Ведь основная задача проводимых преобразований – снизить стоимость страховки для опытных и дисциплинированных водителей и повысить для молодых и неосторожных.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах