В первой половине июня в Петербурге прошёл международный экономический форум, на котором были подписаны соглашения об инвестировании в республику порядка 70 миллиардов рублей. Насколько осуществимы запланированные проекты, зачем Карелии нужны особые экономические зоны и есть ли толк от корпорации развития республики, в интервью «АиФ» рассказал председатель Союза промышленников и предпринимателей Петрозаводска Сергей Авишев.
Хуже не будет
Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Сергей Вячеславович, 70 миллиардов рублей. Насколько таким цифрам можно доверять?
Сергей Авишев: Понимаете, в рамках соглашений инвесторы и власть присматриваются друг к другу. Если хотя бы часть из этих проектов будет реализована, то уже хорошо. А основания полагать, что реализованы они будут, есть. Глава Карелии долгое время работал в столице, у него хорошие отношения с представителями федеральной власти и бизнеса. К тому же крупный бизнес заинтересован в регионах, потому что центральные области страны перенасыщены, и, хочешь не хочешь, а в регионы идти придётся.
– А особые экономические зоны нужны? К примеру, в Вяртсиля создать такую все не могут.
– Нужны, несмотря на некоторые промахи. Вот в Надвоицах создавали промышленный парк, но с желающими стать его резидентами пока сложно. Но это может быть обусловлено территориальностью и логистикой. Что касается Вяртсиля, то если правительство убедит финских партнёров реализовать инвестиционные проекты и создаст льготные условия, то процесс пойдёт.
– Корпорация развития Республики Карелия – полезное учреждение?
– Я всегда считал корпорацию неэффективным инструментом. На моей памяти она не реализовала ни одного значимого проекта, и весь её функционал можно без потерь передать министерству экономического развития.
Беспрецедентно
– В каких отраслях в республике бизнесу приходится особенно трудно?
– Из-за высоких железнодорожных тарифов тяжело приходится камнепереработчикам. Эта проблема уже обсуждается на федеральном уровне. Из лесной отрасли уходят небольшие компании, основные позиции занимает крупный бизнес. Туристический сектор развивается медленно – нет развитой инфраструктуры, хромает сервис.
– Тогда кого и как следует поддерживать?
– Поддерживать надо действующий бизнес, а начинающим предпринимателям излишняя поддержка может и навредить. И то содействие необходимо только в определённой ситуации, скажем, при нехватке оборотных средств. Почему именно такой пример? Потому что сегодня сложно получить кредит – у банков избыточные требования. Разумеется, поддержка не должна оборачиваться разбазариванием бюджета. Субсидирование процентных ставок, возмещение затрат на оборудование – механизмы, которые позволяют исключить растрату и оказать помощь. Или, к примеру, в лесной отрасли под инвестпроекты теперь выделяют льготный лесфонд. Если на рынке кубометр леса на корню стоит больше тысячи рублей, то при реализации инвестпроекта – цена в три-четыре раза ниже.
– Вообще, как вы оцениваете меры содействия предпринимательству?
– Есть положительные сдвиги. Создан фонд развития промышленности, выделены средства в фонд развития моногородов, действуют целевые программы по линии министерств экономического развития и сельского хозяйства. Кроме того, произошло значимое снижение тарифа на электроэнергию для бизнеса. Такого я не могу припомнить.
Пагубный регламент
– Как правило, при даче взятки чиновнику дают реальный срок, а предприниматель отделывается штрафом. Почему так?
– Сейчас часто говорят об административном давлении, а что конкретно имеют в виду?
– Понимаете, у предпринимателей есть концепция: можно не помогать, но не надо мешать. Да, надзорные органы должны действовать в правовом поле, но они могут создать такие условия, в которых бизнес просто не выживет. К примеру, по части ЖКХ штрафы за нарушения достигают серьёзных цифр. Для компаний, управляющих в районах ветхим жилым фондом, такие санкции могут быть губительны. Один-два штрафа – и предприятие банкрот.
– Какой выход?
Перегибы на местах
– В начале июня Петросовет ужесточил требования к вывескам и рекламе в городе. Стоило это делать?
– С точки зрения облика города – да. Наружная реклама разрознена, единого стиля нет, нагромождение вывесок улицы никак не украшает. Но администрации не надо приходить и пенять на рекламу, которая не отвечает правилам, а надо предложить предпринимателям некий стандарт. При закручивании гаек сразу кто-то с кем-то начинает договариваться, а не работать в рамках закона.
– И что делать?
– Не складывать руки, а использовать все механизмы. Есть уполномоченный по правам предпринимателей, есть ассоциации предпринимателей. Замыкаться в проблеме не стоит.
– Вы критиковали мэрию. Из-за этого не возникли неприятности?
– Сити-менеджер игнорирует подписание трёхстороннего соглашения о социальном партнёрстве с работодателями и профсоюзами, потому что долгое время я оппонировал городской власти по многим вопросам. Критиковал обоснованно и по конкретным фактам. Честно говоря, я удивлён, потому что подписание такого соглашения обязательно по закону. А ведь и при Левине, и при Ширшиной мы вели продуктивный диалог с мэрией. Сегодня такого диалога нет.