Новый глава Петрозаводска буквально в первые недели после своего назначения взбудоражил жителей идеей переформатирования площади Гагарина у железнодорожного вокзала ради увеличения парковки. Сделать пластическую операцию на лице города – весьма смелая и спорная идея. К счастью, градоначальник решил послушать людей и принятие какого-либо решения отложил на месяц.
Тема для разговоров
Поднятая тема сразу стала обсуждаться, дискуссия получилась очень широкой. В нее включились и простые горожане, и политики, и экологи, и даже популярный в российском интернете блогер Илья Варламов. В своем посте он выдвинул сразу семь предложений, из которых самых интересных два:
«Разрешить бесплатный въезд личных автомобилей не более чем на 15 минут для посадки-высадки пассажиров, как в аэропортах. Их полоса не должна пересекаться с полосой общественного транспорта. За парковку на полосе для троллейбусов нарушителей нужно штрафовать и эвакуировать их машины.
Для тех, кому непременно надо парковаться прямо около дверей вокзала, предусмотреть 10 очень дорогих парковочных мест. Город предоставит им такую привилегию, но пусть они будут готовы за неё платить».
Очень быстро все поняли, что проблема парковки может быть решена не только за счет самой привокзальной площади. Депутат Законодательного собрания от «Яблока» Эмилия Слабунова вспомнила, что при недавней реконструкции вокзала была предусмотрена парковка с другой стороны путей. «Недавняя реконструкция вокзального комплекса со строительством нового пешеходного моста предполагала устройство огромной парковки со стороны улицы Фрунзе. Именно для этого там и сделана вторая входная зона со спуском сразу на железнодорожные платформы. Сегодня специально зашла посмотреть, как выглядит эта, как выяснилось, несостоявшаяся часть проекта. Огромный пустырь с отсыпанной узкой дорожкой. И всё! Здесь мэр на самокате точно не проедет. Сделайте парковку там, где она должна быть!»
Понятно, что особую тревогу горожан вызывает судьба сквера в центре площади. Город знает примеры, когда зеленые уголки вырубались ради строительства жилья или торговых центров.
Город для пешеходов
Петрозаводчанин Валерий Константинов предлагает пойти еще дальше: «Проект можно делать самый амбициозный, а главное, чтобы он был за счёт РЖД! Постройте второй вокзал в ином месте, подальше от города. И постепенно проблема уйдёт с пл. Гагарина». И наконец, есть те, кто предлагает очень дорогое решение – вырыть подземный паркинг.
Мнение эксперта
Евгений Фролов, архитектор: «Мне кажется, что термин «переформатировать» всколыхнул массы горожан, не внеся никакой ясности. Мое отношение такое: нужно попробовать увеличить парковочные места не только на площади. Я вижу три места.
Во-первых, я за то, чтобы оставить центральную зеленую часть площади в тех границах, в которых она есть. Это центральное благоустройство. Ничего с ним не делать в плане уменьшения или увеличения.
Я бы подумал о возможности сокращения газона. Может вообще его убрать с правой стороны, если смотреть на вокзал с пр. Ленина, где сейчас и есть парковка. Там можно попробовать сделать двухрядную парковку. Понятно, что все эти изыскания нужно делать совместно с ГИБДД, может быть там можно оставить две полосы вместо трех.
Также я бы подумал о возврате автомобилистам проезда вдоль фасада железнодорожного вокзала по брусчатке, где сейчас движение ограничено. С некоторых пор там запретили парковаться и останавливаться якобы в борьбе за безопасность.
Так же у нас есть слегка запущенный сквер рядом с подземным тоннелем под путями со стороны ул. Горького. Я бы его не трогал, а превратил бы его в благоустроенный парк. Но там есть проезд вдоль бывшего общежития и есть возможность сделать парковочные места, естественно, не нарушая нормативов.
Прежде всего, надо спрашивать мнение профессионалов, тех, кто занимается проектированием благоустройства и вообще генпланом города.
И остается третье место, которое надо развивать, – за железной дорогой у досмотрового павильона нового пешеходного моста. Но надо учитывать, что по генплану в будущем рядом будет проложена магистральная дорога.
По большому счету, надо не опрос населения делать, а сделать заказ проектировщикам, архитекторам, в проектные организации, и посмотреть возможности организации дополнительных парковочных мест. Прежде всего, надо спрашивать мнение профессионалов, тех, кто занимается проектированием благоустройства и вообще генпланом города».