Из года в год, пожалуй, основная претензия жителей Карелии к властям — состояние дорог. «Плачу налоги — где дороги?» Наверное, это вторая по популярности наклейка на стеклах авто после «Спасибо деду за Победу». Больше половины республиканских трасс не соответствуют нормативным требованиям. И вот часть наших налогов возвращается в республику в виде финансирования по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Или попросту БКАД.
Агломерация ради денег
До 7 мая 2018 года проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» был просто проектом, в рамках которого финансировались ремонтные работы в агломерациях крупнейших региональных столиц страны с населением не менее 500 тысяч человек. Карелия под эти условия явно не подпадает. Но после выхода майского указа президента БКАД стал уже проектом национального масштаба. В нем участвуют 82 субъекта РФ из 85-ти. В том числе Карелия.
От властей Карелии по условиям нацпроекта потребовалось создать эту самую городскую агломерацию. Подходящий вариант был только один: объединить на бумаге Петрозаводск и Кондопогу. И вряд ли кто-то будет против, поскольку под БКАД Федерация выделяет колоссальные деньги. Только в этом году регионы получат свыше 111 миллиардов рублей. А наша республика за ближайшие шесть лет должна освоить 13 миллиардов на региональные дороги и три — на агломерацию «Петрозаводск – Кондопога». Более полутора миллиардов — в текущем году.
Заветный список
На эти деньги в текущем году власти намерены отремонтировать в Петрозаводске 15 дорог. Стоимость работ — 400 миллионов рублей.
«Наверное, самый знаковый объект — это Первомайский проспект, дорожное покрытие которого, конечно, уже серьезно постарело к сегодняшнему дню», – отметил первый заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Дмитрий Кондрашин.
Кроме того, в 2019 году запланирован ремонт тротуаров на улице Шотмана (от Гагарина до нижнего Чапаевского кольца), на Пушкинской, проспектах Ленина и Карла Маркса.
Финансирование этих работ одобрено окончательно – в соответствии с соглашением, заключенным между мэрией Петрозаводска и Минтрансом республики.
«Совместно из бюджета республики и местных бюджетов будет направлено 56 миллионов рублей в год (до 2024 года включительно — прим. ред.). На эти деньги, например, в Петрозаводске мы обустроим новые светофоры, нанесем разметку, в Кондопоге — это устройство тротуаров, дорожных ограждений», – говорит Кондрашин.
«Это дорога Петрозаводск — Суоярви в черте Суоярвского района (468 миллионов рублей); Шуйская — Гирвас, до Спасской Губы (671 миллион рублей); подъезд от трассы «Кола» к Сегеже; подъезд к Кивачу», – заявил замминистра.
В целом же, до конца действия нацпроекта в Карелии должны отремонтировать порядка 1,2 тысячи километров дорог.
Автомобильные Кижи
Другой мощный источник финансирования карельского дорожного хозяйства — федеральная программа развития нашей республики до 2020 года. Российские власти обещали ежегодно — вплоть до столетия региона — выделять под программу три миллиарда рублей.
Как отметил Дмитрий Кондрашин, недавно пришли хорошие новости о продолжении строительства дороги «Медвежьегорск — Толвуя — Великая Губа — Больничный». Эту трассу необходимо протянуть еще на 32 километра – от Больничного до бывшей деревни Оятевщина, которая расположена на берегу Онежского озера, напротив острова Кижи. Тогда трасса приобретет важное значение для туризма, сделав посещение заповедника фактически круглогодичным. Цена вопроса — более миллиарда рублей.
«Все-таки мы ожидаем, что Минтранс России в 2020-2021 году поможет нам деньгами достроить эти 32 километра», – заявил первый замминистра.
Скупой платит дважды?
Не исключено, правда, что в процессе всех этих работ стоимость дорожного ремонта в стране значительно вырастет. Грядут важные изменения в сфере дорожного строительства.
«Мы ждем, что в текущем году будет принят новый государственный стандарт на асфальтобетонные смеси. Это будет более износостойкий асфальтобетон, – отметил Дмитрий Кондрашин. – Вместе с тем прогнозируется удорожание дорожных работ: от 15% до 30%».
Тема серьезная. Мало того что ремонт любой дороги может подорожать на треть, так еще изменения потребуют настройки предприятий горнопромышленного комплекса, которым придется делать щебень других фракций. С мест уже раздаются вопросы, адресованные федеральному центру — а может, не надо?
«С другой стороны, есть поговорка: скупой платит дважды. Может быть, стоит лучше на 15% заплатить дороже, но асфальт будет стоять на 2-3 года дольше», – сказал наш собеседник.