aif.ru counter
471

Фотография способна менять жизнь общества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. "АиФ - Карелия" №5 01/02/2017
Илья Тимин / Из личного архива

 90 лет назад, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Впервые в истории фотография стала доступной для большинства людей.

К нашему времени этот процесс почти завершен - сделать фотоснимок и опубликовать его может владелец практически любого мобильного телефона. Означает ли это, что фотография как искусство - умирает, профессиональные фотографы уходят в прошлое, а качественные фотоснимки более не востребованы? Известный карельский фотограф Игорь Подгорный с этим мнением не согласен.

Поменял Москву на Карелию 

Сергей Хорошавин, АиФ-Карелия: Игорь, прежде чем говорить о самой фотографии, позвольте уточнить - вы ведь москвич, но переехавший жить в Карелию?
Игорь Подгорный: Не совсем так. Я родился и вырос в Петрозаводске, но после окончания школы поступил в Московский геолого-разведочный институт и в результате задержался, прожив в столице почти 20 лет. Однако потом принял решение вернуться в Карелию, и сейчас ни я, ни вся наша семья об этом не жалеем. Бываем в Москве в среднем 1 раз в году, проездом, и каждый раз убеждаемся в правильности выбора. Шумно, суетно, нет живой природы.

Любимая тема Игоря Подгорного - дикая природа
Любимая тема Игоря Подгорного - дикая природа Фото: Из личного архива/ Игорь Подгорный

Другое дело - Петрозаводск, я по городу почти всегда хожу пешком, редко пользуюсь автомобилем, и если мне захотелось поехать на рыбалку, то я могу отправиться на озеро после работы, наловить рыбы, посидеть у костра и вернуться домой этим же днем. В Москве такое в принципе невозможно. К тому же пейзажная фотография, виды дикой природы - это то, что меня сейчас привлекает с профессиональной точки зрения, и Карелия представляет великолепные возможности для такой работы. Выезжаешь в лес - и тут глухари, лоси, медведя как-то случайно встретил. Где еще есть такие перспективы?

Фотография как повод задуматься

- А можете вспомнить, как начиналась для вас фотография?
- Точный год, конечно, не скажу. Уже в школе я фотографировал с помощью маминого фотоаппарата «Зоркий-4», потом, как и у многих школьников, у меня появилась «Смена», в студенчестве был «Зенит», а в начале 90-х и первая цифровая камера, на 3 мегапикселя. Тогда это казалось чем-то фантастическим, но сейчас в большинстве мобильных телефонов стоят камеры похожего разрешения. Много приходилось фотографировать по работе, в том числе выезжая в геологические экспедиции.  До сих пор жалею, что сделал мало кадров Западной Чукотки, где приходилось работать - это и удивительные природные явления, и пейзажи, и хроника запустения: оставленные дома, брошенные деревни. О том, чтобы заняться фотографией профессионально, задумался, наверное, во время работы в «Гринпис-Россия».

Борьба с огненной стихией попала на фото Игоря Подгорного
Борьба с огненной стихией попала на фото Игоря Подгорного Фото: Из личного архива/ Игорь Подгорный

Несколько лет назад, в пору массовых природных пожаров, много снимал добровольцев, волонтеров, которые за свой счет выезжали на борьбу с огнем. Мне показалось важным запечатлеть тот подвиг, который люди совершали, и некоторые мои фотографии того времени оказались очень удачными. Пожалуй, главным достижением, фотографией, которая обошла не только все российские, но и многие мировые СМИ, стала фотография сгоревшего телеграфного столба, продолжающего висеть в воздухе, на проводах. Она хорошо показала, чего стоили слова чиновников о том, что ситуация с пожарами взята под контроль.

Тот самый сгоревший столб, фотография которого обошла все мировые СМИ
Тот самый сгоревший столб, фотография которого обошла все мировые СМИ Фото: Из личного архива/ Игорь Подгорный

Тогда я понял, что фотография способна не только проиллюстрировать какое-то событие, но и сама стать событием, заставить задуматься, привлечь внимание к проблеме.

- В вашей работе есть такое направление, которое можно сформулировать как поддержка гражданской активности...
- Да, репортажная съемка в этом смысле тесно переплетается с журналистикой. Мне по роду работы приходилось и приходится снимать какие-то акции протеста, митинги, различные собрания, не всегда я солидарен с происходящим, но бывают какие-то ситуации, когда действительно возникает желание помочь людям решить их проблему. И если мои фотографии привлекают внимание и общества, и власти к происходящему, то значит работа не зря проделана.

Шедевров мало

- Возвращаясь к тем самым камерам в мобильных телефонах… Нет опасения, что распространение цифровой техники, возможность для любого дилетанта фотографировать и выкладывать свои фотографии в интернет «убьет» профессиональную фотографию?
- Мне так не кажется. Дело в том, что при всем широком распространении техники, при всех потенциальных возможностях, которые она даёт, хороших фотографий больше не становится. Условно говоря, если ранее из всех сделанных фотоснимков на статус шедевров могло претендовать, допустим, 5% работ, то и сейчас эта пропорция сохраняется. Абсолютное большинство любительских фото канут в безвестность, сохранившись где-то на жестких дисках компьютеров, а в истории останутся только настоящие, важные, интересные, художественные фотографии. Такие, кстати, может сделать и любитель, почему нет, но шансов на это, конечно, очень и очень мало.

Другое дело, что распространение мобильных устройств создало и новый феномен - мобильную журналистику. Зачастую человек, оказавшись случайно на месте важного события, делает снимки, которые потом попадают и в серьёзные СМИ, но это же неплохо, это просто еще один канал поступления информации.

Фотографии Сергея Прокудина-Горского стали важнейшим свидетельством эпохи
Фотографии Сергея Прокудина-Горского стали важнейшим свидетельством эпохи Фото: Public Domain/ Сергей Прокудин-Горский

- Есть у вас какое-то понимание миссии фотографа?

- Широкие обобщения я никогда не делал, но, наверное, нет сейчас человека, который не слышал бы фамилии Прокудина-Горского. Этот фотограф сумел донести до нас в цвете лица и реалии еще той, дореволюционной России, включая и Карелию.

Его фотографии - это и важнейший исторический документ, и материал для публицистики, и просто - очень-очень любопытные работы для любого человека. Меня сейчас интересует и тема семейных фотографий - помните раньше, когда семья фотографировалась, то для этого люди шли в фотоателье, прихорашивались, наряжались, и это тоже ценнейшие исторические свидетельства, важные и для общества в целом, и для конкретных людей и семей.

И, повторюсь, для меня очень важно, если своими фотографиями я могу привлечь внимание к какой-то острой проблеме. К теме лесного богатства Карелии, к которому, по моему мнению, сегодня относятся не очень бережно,  к экологическим проблемам региона в целом, к той удивительной дикой природе, которая пока еще окружает нас и которую нужно сохранить. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах