В Петрозаводске состоялся первый выпуск курсов кинематографического мастерства. Что примечательно, курсисты и курсистки вышли не на голое поле профессионального поприща, а стали частью отечественной киноиндустрии, теперь выстраиваемой по сетевому принципу. На смену киноконцентрации в столицах приходит дистрибуция кинопроизводства по областям и республикам нашей страны.
Киновторжение
Кинокурсы в Петрозаводске – явление из ряда вон. В том смысле, что они не стали прихотью провинциальных чинов, самодеятельностью местных хипстеров или отработкой гранта от министерства культуры. Здесь все иначе, и продиктовано суровым разумом экономической целесообразности, а не позывами бюрократического или творческого волюнтаризма. Кино стали снимать в регионах, а поэтому кинокадры потребовались на местах. И не с бухты-барахты, а благодаря продолжающейся интервенции интернета в нашу жизнь.
«За последние два года в киноиндустрии произошли глобальные изменения, – говорит координатор проекта LOKKI Алексей Рогозин. – Кино постепенно уходит из кинотеатров на онлайн-платформы, и финансовая модель кинематографа становится другой – причем более успешной. Потому что, во-первых, кинотеатры – это капля в море онлайн-платформ, а во-вторых, к одному фильму проще записать аудиодорожку сразу на 17 языках. Поэтому киногруппы выдвинулись в регионы для съемок фильмов. В частности, московские киногруппы теперь могут приезжать в Карелию малым составом – в количестве трех-четырех человек, а всех остальных – от водителей до ассистентов звукорежиссера – подбирать на месте».
Путь в кино открыт
Собственно кинокурсы – тоже плод специализации и разделения труда. Или коллаборации, как говорят в киноиндустрии.
«Образовательную программу разработал Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, а сертифицирована и утверждена она была в министерстве образования России, – рассказывает Алексей Рогозин. – Деньги на оплату работы преподавателей выделило федеральное агентство «Росмолодежь». Регионы же отобрали наиболее подходящие специальности. В Карелии таковых мы отобрали три: графер или ассистент осветителя, ассистент звукорежиссера и ассистент художника по декорациям. Кроме того, мы отвечали за набор на курсы, технику, помещения».
Кстати, программа называется «Межрегиональный кинорезерв творческой молодежи». Действует она не только в Карелии, но и в Калининграде, Новгороде,Ульяновске и Краснодаре. По финансовым возможностям дискриминации нет – обучение полностью бесплатное, а вот по возрасту есть – набор только от 18 до 35 лет. В Петрозаводске были желающие и старше, но в возрастную когорту уложился только 21 человек, 17 из которых были допущены к итоговой аттестации и получили диплом гособразца о профессиональной переподготовке. Теперь в кино они работать могут официально.
«Ребята войдут в федеральную базу, и киногруппы смогут связываться с выпускниками курсов и предлагать поработать, – говорит Алексей Рогозин. – В этом году в Карелии уже работали 14 киногрупп. Ведь мы сотрудничаем напрямую с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения, объединяющей все кинопродюсерские компании в нашей стране. Кроме того, совместно с региональным министерством культуры и министерством экономики мы подготовили два законопроекта. Первый – о так называемом рибейте. Согласно ему, кинокомпания получает 20% от понесенных в Карелии расходов. Второй закон – о кинокомиссии. Именно она отвечает за организацию киносъемок в регионе – какую улицу перекрыть и с какими службами договориться».
Лаконичнее и динамичнее
Из 21 курсиста четыре до финиша не дошли. Все-таки занятия два раза в неделю с 18 до 21 часа плюс встречи и мастер-классы, а также задания.
«Все задачи были такими, какими они возникают в кино, – рассказывает Алексей Рогозин. – Ассистент графера должен был изготовить пять фотографий в разной технике – с помощью светотехники или в тональных цветах. Ассистент звукорежиссера – сделать чистовую запись звука с разных планов. Например, сделать синхронную запись шумов, звона бокалов, шороха, музыки и речи. А ассистенту художника предстояло при помощи жидкого стекла создать эффект замшелого дерева, отфактурить новую доску так, как будто она из забора, простоявшего 50 лет, а также изготовить мрамор из фанеры и гранит из ДВП».
Один из слушателей курсов – Иван Благочинный. Он четыре года учился на педагога ИЗО в педагогическом колледже и всегда рисовал, но два месяца курсов по специальности «Ассистент художника» все равно обогатили его творческий багаж. Учеба здесь оказалась лаконичнее и динамичнее, чем в традиционных учебных заведениях.
«От традиционных учебных заведений курс отличается тем, что по сути этим дисциплинам вообще не обучают в университетах, – отмечает слушательница курсов Александра Маркова. – Именно мне в обучении было важно глубже понять принципы и методы киноработы в общем и художественной кинодеятельности в частности. Шансы работы с киногруппами зависят от многих факторов, как минимум от необходимости киногруппе искать сотрудника в регионе. Но точно могу сказать, что для тех, кто обучение закончил, стало больше возможностей успешно реализовывать самостоятельные кинопроекты в Карелии».





Снимите это немедленно! Ролан Быков напугал попутчика рогами
Театр уж полон. Первые пьесы возмущали покой высоких чинов
Все звёзды сошлись. Почему Год театра запомнится надолго
Любо, братцы, любо. Как украинцам живется в Карелии