96

Как попасть в кино? На курсах в Петрозаводске состоялся первый выпуск

В Петрозаводске состоялся первый выпуск курсов кинематографического мастерства. Что примечательно, курсисты и курсистки вышли не на голое поле профессионального поприща, а стали частью отечественной киноиндустрии, теперь выстраиваемой по сетевому принципу. На смену киноконцентрации в столицах приходит дистрибуция кинопроизводства по областям и республикам нашей страны.

Киновторжение

Кинокурсы в Петрозаводске – явление из ряда вон. В том смысле, что они не стали прихотью провинциальных чинов, самодеятельностью местных хипстеров или отработкой гранта от министерства культуры. Здесь все иначе, и продиктовано суровым разумом экономической целесообразности, а не позывами бюрократического или творческого волюнтаризма. Кино стали снимать в регионах, а поэтому кинокадры потребовались на местах. И не с бухты-барахты, а благодаря продолжающейся интервенции интернета в нашу жизнь.

Фото: Союз кинематографистов Карелии

«За последние два года в киноиндустрии произошли глобальные изменения, – говорит координатор проекта LOKKI Алексей Рогозин. – Кино постепенно уходит из кинотеатров на онлайн-платформы, и финансовая модель кинематографа становится другой – причем более успешной. Потому что, во-первых, кинотеатры – это капля в море онлайн-платформ, а во-вторых, к одному фильму проще записать аудиодорожку сразу на 17 языках. Поэтому киногруппы выдвинулись в регионы для съемок фильмов. В частности, московские киногруппы теперь могут приезжать в Карелию малым составом – в количестве трех-четырех человек, а всех остальных – от водителей до ассистентов звукорежиссера – подбирать на месте».

Путь в кино открыт

Собственно кинокурсы – тоже плод специализации и разделения труда. Или коллаборации, как говорят в киноиндустрии.

«Образовательную программу разработал Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, а сертифицирована и утверждена она была в министерстве образования России, – рассказывает Алексей Рогозин. – Деньги на оплату работы преподавателей выделило федеральное агентство «Росмолодежь». Регионы же отобрали наиболее подходящие специальности. В Карелии таковых мы отобрали три: графер или ассистент осветителя, ассистент звукорежиссера и ассистент художника по декорациям. Кроме того, мы отвечали за набор на курсы, технику, помещения».

Фото: Союз кинематографистов Карелии

Кстати, программа называется «Межрегиональный кинорезерв творческой молодежи». Действует она не только в Карелии, но и в Калининграде, Новгороде,Ульяновске и Краснодаре. По финансовым возможностям дискриминации нет – обучение полностью бесплатное, а вот по возрасту есть – набор только от 18 до 35 лет. В Петрозаводске были желающие и старше, но в возрастную когорту уложился только 21 человек, 17 из которых были допущены к итоговой аттестации и получили диплом гособразца о профессиональной переподготовке. Теперь в кино они работать могут официально.

«Ребята войдут в федеральную базу, и киногруппы смогут связываться с выпускниками курсов и предлагать поработать, – говорит Алексей Рогозин. – В этом году в Карелии уже работали 14 киногрупп. Ведь мы сотрудничаем напрямую с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения, объединяющей все кинопродюсерские компании в нашей стране. Кроме того, совместно с региональным министерством культуры и министерством экономики мы подготовили два законопроекта. Первый – о так называемом рибейте. Согласно ему, кинокомпания получает 20% от понесенных в Карелии расходов. Второй закон – о кинокомиссии. Именно она отвечает за организацию киносъемок в регионе – какую улицу перекрыть и с какими службами договориться».

Фото: Союз кинематографистов Карелии

Лаконичнее и динамичнее

Из 21 курсиста четыре до финиша не дошли. Все-таки занятия два раза в неделю с 18 до 21 часа плюс встречи и мастер-классы, а также задания.

«Все задачи были такими, какими они возникают в кино, – рассказывает Алексей Рогозин. – Ассистент графера должен был изготовить пять фотографий в разной технике – с помощью светотехники или в тональных цветах. Ассистент звукорежиссера – сделать чистовую запись звука с разных планов. Например, сделать синхронную запись шумов, звона бокалов, шороха, музыки и речи. А ассистенту художника предстояло при помощи жидкого стекла создать эффект замшелого дерева, отфактурить новую доску так, как будто она из забора, простоявшего 50 лет, а также изготовить мрамор из фанеры и гранит из ДВП».

Фото: Союз кинематографистов Карелии

Один из слушателей курсов – Иван Благочинный. Он четыре года учился на педагога ИЗО в педагогическом колледже и всегда рисовал, но два месяца курсов по специальности «Ассистент художника» все равно обогатили его творческий багаж. Учеба здесь оказалась лаконичнее и динамичнее, чем в традиционных учебных заведениях.

Фото: Союз кинематографистов Карелии

«От традиционных учебных заведений курс отличается тем, что по сути этим дисциплинам вообще не обучают в университетах, – отмечает слушательница курсов Александра Маркова. – Именно мне в обучении было важно глубже понять принципы и методы киноработы в общем и художественной кинодеятельности в частности. Шансы работы с киногруппами зависят от многих факторов, как минимум от необходимости киногруппе искать сотрудника в регионе. Но точно могу сказать, что для тех, кто обучение закончил, стало больше возможностей успешно реализовывать самостоятельные кинопроекты в Карелии».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах