176

Театр уж полон. Первые пьесы возмущали покой высоких чинов

Николай Кутьков / Из личного архива

Начало театральной жизни в Петрозаводске

Первый театр в Петрозаводске был любительским. Хотя задолго до того, в конце 18 века, в столицу Олонии на ПМЖ прибыл самый первый представитель профессионального театра. Правда приехал он из северной столицы не по своей воле и направлен был к нам не с целью организации губернского театра. Канцелярист Федор Зубков, чиновник администрации Императорских театров, был сослан на Александровский завод в наказание за растрату казенных денег. Там он должен был отработать украденную сумму, каковую за полгода успешно «отмусолил» на счет столичных служителей Мельпомены. Кстати, он потом не уехал, обзавелся здесь семьей и прилежно служил в Петрозаводске  до своей кончины. Вернемся, однако, к теме театра.

Играть играй, но министерства не задевай!

Еще до главной войны с Наполеоном, в 1809 г. местные чиновники решили скрасить скуку провинциальной жизни приобщением к высокому театральному искусству. Секретарь губернатора Мертенса Иван Ильин не только был сам охоч до представлений, но был замечательным организатором и не лишен драматургического дара. Во всяком случае, несколько сочиненных им пьес имели несомненный успех у публики. Но самую громкую известность принесла ему «Дидона наизнанку, или Олонецкая русалка». Основа пьесы - «Вергилиева Енеида, вывороченная наизнанку» Николая Осипова, изданная в 1791 году. Царица Дидона у него говорит языком простолюдинов, не прочь опрокинуть рюмочку и сплясать у подножия трона:

Вдруг опрометью соскочила
Стремглав с постели кувырком;
И чуть-чуть рыла не разбила,
Не ударилась в стену лбом.
Всех барских барынь разбудила;
А девок чуть не перебила,
Не давши и очнуться им.

А ее министры нарочито глухи к просьбам подданных и о государственных делах говорят как о кухонных склоках. Неискушенная петрозаводская публика то покатывалась со смеху, то молча переглядывалась, строя  многозначительные мины.

Фото: АиФ

Директор местных училищ, дважды смотревший эту пьесу, нашел ее просто возмутительной: постыдное пристрастие (героев) к пьянству и праздности, язык шутовской, выражения площадные, ухватки дурацкие и низкие. Царица предстает в неподобающем царским особам виде. И общий вывод: «Представление весьма пагубное и вредное… Не есть ли оно самая колкая критика на министерства?»

Что тут можно сказать? Такое очень даже вероятно. Не могли же молодые, либерально настроенные театралы, да еще во времена радикальных реформ М.М.Сперанского ставить заведомо скучные, но идеологически выдержанные произведения.

«Дидону» губернатор запретил, но, скорее, под давлением главного местного идеолога – директора училищ. Ведь театр давал представления не где-нибудь, а в одной из зал присутственных мест, в государственном учреждении, вход в которое стерегут чугунные львы. Иначе неугомонный театральный критик стал бы жаловаться уже в Петербург и на самого губернатора.

Театралы под предводительством Ильина покинули Круглую площадь и перешли на полулегальное положение – стали давать представления как домашний театр. В городе их любили не только местные любители сцены, но и петербуржцы с похвалой отзывались о высоком уровне игры и режиссуры. В 1814 г. власти даже ангажировали труппу на благотворительный спектакль по случаю возвращения из заграничного похода стрелков Олонецкой дружины Санкт-Петербургского ополчения. Для героев, вернувшихся из Парижа, актеры сыграли пьесу «Крестьянин-офицер, или Прогнание французов из Москвы».

Несколько месяцев в репертуаре театра значились различные комедии. До 1818 г. Ильин поставил знаменитого «Недоросля» Дениса Фонвизина, с особенным успехом шли комедии немецкого драматурга Августа Коцебу. Затем по неизвестным причинам работа самодеятельной театральной труппы закончилась в 1818 г.

Благотворительное прошлое Национального театра

За последнее время принято считать, что культура и искусство могут существовать только при спонсорской поддержке. В этой связи интересно обратиться к опыту наших предков, создавших в 1865 г. городское благотворительное общество. Как правило, такие общества возглавлялись женами губернаторов, а состояли в нем чиновники, купцы и богатые торгующие крестьяне. Ежегодно каждый из них вносил в фонд общества по 5 рублей (цена проезда на пароходе в каюте 3 класса до Петербурга), а также целевые взносы от предприятий и организаций.

Общество оказывало материальную помощь малоимущим петрозаводчанам, оплачивало учебу их детей, организовывало бесплатные столовые в неурожайные годы.

Фото: Финский военный архив sa kuva

Но самое главное, общество в 1906 г. построило в Петрозаводске театральное здание. В частности, по проекту архитектора В.Н. Лядинского деревянное здание Народного дома на ул. Пушкинской. Значительная часть выручки от выступлений гастролеров и местных трупп шла в пользу общества. Дела у него шли настолько хорошо, что в 1912 г. взамен сгоревшего деревянного здания театра уже на новом месте (на ул. Мариинской) оно построило новый кирпичный театр по проекту того же Лядинского.

Через год в это здание был пущен очень прибыльный арендатор - кинотеатр «Триумф», третий после «Сатурна» и «Ренессанса» «электротеатр». Потом там был Русский театр драмы, а затем – Финский театр. Так что в основе нынешнего Национального театра – старый театр Благотворительного общества, реквизированный у него советской властью в 1918 г.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах