И среди его исполнителей, уже который год блистает Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии, давно уже ставший одним из брендов города на Онего.
И пока не смолкают аплодисменты публики, у нас есть возможность рассказать об удивительной истории этого коллектива, начавшейся в далеком 1933 году.
В этом году из Америки в Петрозаводск приезжает 23-летний финн Карл Раутио. За плечами у парня - музыкальный колледж Калифорнийского университета, работа в разных оркестрах США, первые пробы в написании собственной классической музыки. Власти Карельской автономии радушно принимают переселенца.
В 1933 году руководители республики принимают решение:
«В целях удовлетворения возрастающих запросов широких масс трудящихся в области художественной культуры и в целях усиления работы по музыкальному обслуживанию города Петрозаводска и ближайших районов и с целью подготовки национальных музыкальных кадров о создании Симфонического оркестра радио Автономной Карельской ССР».

Выполнять это ответственное поручение партии и правительства было доверено Карлу Раутио. Но, надо признать, что композитор на тот момент исполнял лишь общее руководство, а непосредственным создателем оркестра стал его коллега Леопольд Теплицкий. И эта страничка в биографии Карельского симфонического оркестра по-настоящему уникальна: в ней сплелись и сумасшедший успех и трагедия многих судеб.
«Отец-основатель» оркестра Леопольд Яковлевич Теплицкий был легендарной личностью. Окончив Харьковское музыкальное училище и Ленинградскую консерваторию, он по командировке Наркомпроса побывал в Америке, где изучал джаз и музыку немого кино. Вернувшись в Ленинград, Теплицкий организовал «Первый концертный джаз-бэнд». Но «музыка толстых» не пришлась по вкусу не только М. Горькому, но и всей советской власти. «Джазбандиста» в 1930 году отправляют «исправляться» на строительство Беломорканала. Через два года музыкант был досрочно освобожден, но в Ленинград ему путь был заказан, и Теплицкий остался в Петрозаводске.
Удивительно, но до сих пор музыканты используют в своей работе джазовые композиции, ноты которых были привезены Теплицким из Америки. А произведения Леопольда Теплицкого входят не только в программы концертов карельских музыкантов, но исполняются на международных фестивалях и конкурсах.
Но самое страшное было впереди. Наступил кровавый 1938 год, который не обошел стороной и коллектив оркестра. Из докладной записки директора Дома народного творчества: «...оркестр был доведен до 42 человек, но благодаря отсутствию внимания к подбору кадров в оркестр пробрались не нужные нам люди, которые в июле месяце были разоблачены органами НКВД. Из 42 оркестрантов осталось 22 человека и то 5 чел. из них вызывают сомнения…».
И все-таки музыканты работали. В 1941 году коллектив, уже получивший статус республиканского оркестра, готовится к Декаде карело-финского искусства в Москве, но эти планы нарушает война. Многие артисты уходят на фронт, записываются в концертные бригады, служат на трудовом фронте. С Победой все, кто выжил, возвращаются в Петрозаводск.
В 1946 году оркестр вновь возглавляет Леопольд Теплицкий, увеличивая его состав до 47 исполнителей. Вновь с русской и карельской классикой звучат оранжированные им джазовые композиции.

Шло время, сменялись музыканты, дирижеры и репертуар. Но иногда, симфонический оркестр Карельской филармонии вспомнит свое джазовое «детство»: как на этот раз, в рамках фестиваля, готовясь в Ночь музеев исполнить составом группы своих ударных инструментов "Ритм non stop".
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть