С 7 по 13 октября в Петрозаводске проходят гастроли Архангельского театра кукол. Труппа сыграет три спектакля: «Хамлет, датский принц» – для взрослого зрителя, «Кот с сапогах» – для старших дошколят и младших школяров и «Медвежонок Рим-тим-ти» для малышей.
Старые знакомые
Архангельский театр кукол – не рядовой и не провинциальный. Его спектакли включены в учебные программы театральных вузов, актёры выходили на подмостки театров Германии, Франции, Греции и стран Скандинавии, а первую в стране высшую национальную премию «Золотая маска» получил именно он. Произошло это в 1996 году. Спустя год архангелогородцы выступали на Авиньонском театральном фестивале – старейшем и престижном международном театральном смотре.
В Петрозаводске Архангельский театр кукол впервые, однако с кукольным театром Карелии они – старые знакомые. Актёры регулярно встречаются на фестивалях и больших кукольных форумах. В сентябре труппы принимали участие в международном фестивале театров кукол Баренцева региона, традиционно проходящем в Мурманске, а три года назад уже в который раз вместе выступили на «Петрушке Великом» в Екатеринбурге.
Впрочем, петрозаводский и архангельский кукольные театры объединяет не только фестивальный опыт. Небыль для взрослых «Волшебное кольцо» в Архангельске и путешествие из прошлого «Железо» в Петрозаводске поставил один режиссёр – Борис Константинов. По числу «Золотых масок» оба театра достигли паритета – тот и другой дважды становился лауреатом известной премии. Словом, причин отправиться архангельскому театру в Петрозаводск, а петрозаводскому – в Архангельск накопилось предостаточно.
«Мы давно мечтали обменяться гастролями, но не было случая, – говорит директор Архангельского театра кукол, заслуженный работник культуры России Владимир Морозов. – Но благодаря новой программе «Большие гастроли для детей и молодёжи» такой случай подвернулся».
С ног на голову
Первый спектакль, который покажут архангелогородцы, – «Хамлет, датский принц». Его премьера прошла ещё в 2002 году, но он по-прежнему своевременен – иначе постановку не выбрали бы для гастролей, говорит художественный руководитель и режиссер театра, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Лохов. Он создал спектакль по мотивам шекспировской трагедии, но обернул трагедию в трагифарс. В одной из сцен кукольный Гамлет вычитывает известную дилемму из книги, но никак не может запомнить слова столь же известного монолога. В таком переворачивании Дмитрий Лохов следует традиции карнавальной культуры, одним из выражений которой стали уличные кукольные балаганы средневековой Европы.